search
main
0

Листая старые страницы. «Лунные» задачи

Астрономия – один из любимых предметов школьников 60-х годов. Космос приблизился, ведь 3 ноября 1957 года стартовал спутник с собакой Лайкой на борту.

– Недалеко то время, когда советский человек полетит в космос, и не только на Луну, но и на другие планеты, – рассказывает на уроке учитель астрономии Игорь Владимирович Любинов. Ребята Всеволжской школы Ленинградской области, как и все школьники страны, мечтают стать участниками полетов в космос. В газете публикуются чертежи космической ракеты, и ребята делают макеты. При школах открываются планетарии. Ученые, учителя размышляют над вопросом: каким должен быть будущий космонавт? Что он должен знать?

Здание с серебристым куполом на Садово-Кудринской осаждают посетители. Среди них много школьников. И как же они завидуют ребятам, которые занимаются в астрономических кружках планетария. Ведь кружковцы (а их здесь немало – 300 человек) по вечерам – полные хозяева телескопа. В московский планетарий приходят письма от школьников из разных уголков страны. Им покорять космос, – предрекает газета. На уроках математики ребята решают «лунные» задачи, связанные со скоростью ракеты и расстоянием, пройденным ею по направлению к спутнику Земли.

Грядет очередная реформа общеобразовательной школы. В августе 1958 года проходит Всероссийское совещание по народному образованию. В повестке дня – вопрос о предполагаемой перестройке школы. В ее основу должен лечь принцип воспитания школьников в труде начиная с первых классов. Дети должны быть готовы к продолжению дела своих родителей по строительству нового общества.

Реформа школы потребует новых методов обучения, а следовательно, и новых учебников. Первыми под удар критики попадают учебники по истории. «Необходим открытый конкурс на учебники истории, – пишет «Учительская газета». – «Учпедгиз» должен отказаться от практики закрытых конкурсов, при которых один-два автора получают право на издание книг». («УГ» от 17 января 1959 г.). Регулярно печатаются предложения учителей по изменению учебных программ и по другим предметам.

Верховный Совет СССР в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» определил главные задачи перестройки школы. Это подготовка школьников к жизни, а значит, и общественно полезному труду, выпуску широко образованных людей и воспитание их в духе идей коммунизма. Просто и понятно.

Никита Сергеевич Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС, выступая на XXI съезде компартии 27 января 1959 года, прямо заявляет: «Когда мы поставили вопрос о перестройке школы, то некоторые «пророки» за границей кричали: «У них не хватает рабочей силы, поэтому они хотят привлекать к труду подростков». Пусть каркают такие прорицатели, они все равно не поймут нас. Мы перестраиваем школу потому, что хотим еще теснее связать школу с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства. Ведь молодежи предстоит построить самое справедливое общество на земле – коммунистическое».

Воронежская область выступает с инициативой о переводе школ на односменные занятия. В связи с этим в 1959-1961 годах здесь будет построено 383 новые школы, 280 учебных мастерских, 90 интернатов при школах, 398 квартир для учителей. В одном Елань-Коленовском районе планируется открыть 17 школ, 39 дошкольных учреждений. «Вот она, народная инициатива» – восклицает газета. Перестройка – это изменение к лучшему, констатируют авторы многих статей. Забегая вперед, отмечу, что в результате перестройки сеть школ увеличилась. (С 27,7 тысячи семилетних в 1959 году до 30 тысяч восьмилетних в 1965 году).

Что касается трудового обучения, то здесь появились в короткое время свои «передовые маяки». Опыт Ставрополья и Рязанщины, где успешно соединены обучение и производительный труд, широко освещается на страницах «УГ». В Ставрополье за последние два года более 12 тысяч выпускников школ пошли в сельскохозяйственное производство, а пять тысяч – на заводы и фабрики края. «В школу пришел труд!» – резюмирует газета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте