Когда я прочитал в Сети оригинальный пост Влада Простеева «Вот это я понимаю», то невольно загрустил. Гимназисты начала двадцатого века получали в качестве заданий для сочинения такие глубокие темы, что современные неофиты образования даже представить не могут. Дело даже не в технологичности нашего века, а в некоторой технологизации моральных и нравственных устоев, которые навязываются нам неуемными реформаторами.
Глядя на золотую дорожку, образованную сиянием луны в водах реки, можно неожиданно для себя начать сочинение стихов, а в дедушкином саду, среди серых яблонь и в зарослях малины, часто приходит мысль об осознании простого человеческого счастья. Предположение о непрочности счастья, основанного на материальном богатстве, – это ли не отличительная черта идентичности человека, проживающего в России?Боюсь, что любой чиновник от образования начнет говорить о необходимости ответов на современные вызовы, тесты PISA и другие правильные мертворожденные слова. Но нужно осознать истину: воспитывая роботов, мы рано или поздно подойдем к утрате гражданского общества, как сейчас мы уже потеряли гражданскую общность. Глядя на темы сочинений, предлагаемые гимназистам начала двадцатого века, я не могу понять: кому все это мешало? А что если предложить эти темы сегодня, а потом оценить без всяких шкал и градаций на уровне духовного резонанса? Судить вам, вот эти темы («Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М.М.Стасюлевича в Петербурге в 1906 г.): Для младших классов О том, что видела птичка в дальних землях. История постройки дома и разведения при нем сада. Великаны и пигмеи лесного царства.Для детей 12-13 лет Замирание нашего сада осенью. Река в лунную ночь. Встреча войска, возвратившегося из похода. Дедушкин садик.Для старших гимназистов Слово как источник счастья. Родина и чужая сторона. О скоротечности жизни. Какие предметы составляют богатство России и почему? О высоком достоинстве человеческого слова и письма. О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве. О проявлении нравственного начала в истории. На чем основывается духовная связь между предками и потомством? Дмитрий СКУРИХИН, директор вечерней школы Кирово-Чепецка, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы -2011»
Комментарии