Ведущий: Самая страшная веха Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших.Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов. Это была фашистская стратегия голода.Дети и война – понятия несовместимые. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Те, кто попал на войну, должны были расстаться с детством.
1-й чтец: Военкомы, бранясь, рвали их заявленьяИ вихрастых просителей гнали взашей, Но они прорывались на поле сраженья, Проникали в окопы и щели траншей.И шагали мальчишки через все испытанья,Где огнем, где свинцом, где ударом клинка Утверждая в боях свое право на званье,На высокое звание сына полка.2-й чтец:Не забуду я Вовку, боевого дружка!Был он ростом с винтовку, да и то без штыка.С партизанским отрядом, день и ночь на ногах,Защищал Ленинград от лихого врага.Только видели сосны, что от дома вдалиОн сражался, как взрослый, трудно было – не ныл.Шел в атаку, как воин, и в разведку ходил,И его перед строем сам комбриг наградил! Ведущий: Но не только на передовых сражались ребята, школьники и школьницы. Велика их заслуга в производстве для фронта оружия, необходимых деталей для танков, самолетов, машин. Ленинградские дети… Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети войны?3-й чтец: Дети блокадного Ленинграда…Они видели не только взрывы снарядов, Они жили рядом со смертью, и онаВсем им заглянула в глаза.4-й чтец: Блокады первая зимаБыла черней полярной ночи.В домах без стекол стыла тьма,Дрожал коптилки огонечек,И солнца редкие лучиЗабитых окон не пронзали. Полгода жили мы в ночи, Полгода радости не знали.5-й чтец: По тропинке крутой выхожу с опаскойНа Неву, за водой с детскими салазками.Наш дневной рацион приторочен к санкам: Алюминиевый бидон с трехлитровой банкой.Дома тянем кипяток, греясь у печурки.Алым стал железный бок от единой чурки.То плиту паркетную, то от стула ножку,Подпалив газетою, грелись понемножку.Ногам хорошо, грею руки синие…До спины не дошло: вся спина в инее.Ведущий: Острый голод давал о себе знать все сильнее. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, а неработающие (служащие, дети) – по 125 граммов в сутки. У всех была общая болезнь – дистрофия, а к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы.6-й чтец: Кто голодного осудит? Целеустремленно, Словно козы, ели люди травушку зеленую.Горе наше – не беда, если есть лебеда,Если, всем на диво, выросла крапива!Темную, жгучую рву ее по случаю.Рюкзаку в карманчики пихаю одуванчики.И несу богатство это я на суп и на котлеты.7-й чтец: Я не тушила зажигалок и не стояла у станка…Я долго тихо умирала в блокадной комнате одна…Стояла очередь за хлебом, брела за снегом для воды…Колола щепки для буржуйки, едва спасалась от беды…Да, мы взрослели по минутам и по секундам счет вели…И те, кто вышел из блокады, по духу не были детьми…Ведущий: В декабре 1941 – январе 1942 года по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая Дорога жизни.8-й чтец: По Ладоге зимней, по хрупкому льду В буран и бомбежку машины идут,И ночью, и днем у врага на видуСнаряды и хлеб Ленинграду везут.Звучит песня «Ладога» или песня А.Розенбаума «Дорога жизни».Полностью сценарий внеклассного мероприятия опубликован на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/222Надежда ФРОЛОВА, Дмитрий СТЕПАНОВ, учителя специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №565 Санкт-Петербурга, победители VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии