search
main
0

Лишь 10 регионов России не имеют долгов по зарплате учителям. В 14 субъектах эта задолженность превышает два месяца. А еще в 15 – от трех до четырех

Bсе вы знаете, в каком бедственном положении находится образование. Идет постоянное сокращение финансирования. Не выделяются достаточные средства на ремонт школьных зданий, подготовку к новому учебному году, на издание учебников. Учителя месяцами не получают заработную плату. Есть территории, где долги составляют 5-7 месяцев и более. Заработная плата учителя, работающего на полторы-две ставки, – ниже прожиточного уровня. Особенно в трудном положении находятся учителя сельских школ. На селе продолжают закрываться малочисленные школы. Появилась новая проблема своевременной выплаты зарплаты учителям в городах-донорах.

Одну из главных причин сложившегося положения мы видим в том, что государство фактически сняло с себя ответственность за школьное образование, передав в нарушение действующей Конституции учреждения образования органам местного самоуправления без необходимых для их функционирования материальных и финансовых ресурсов и без установления государственного контроля за обеспечением их деятельности.

По Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, ей неподконтрольны и полностью самостоятельны в использовании бюджетных средств. Поступающие целевым назначением из федерального или областного бюджетов могут быть истрачены по усмотрению самой местной власти. И никакой ответственности по закону местная власть при этом не несет.

Таким образом, школа по существу оказалась отделена от государства, лишилась его защиты и поддержки.

В этой ситуации позиция нашего профсоюза: в соответствии с Конституцией Российской Федерации добиться восстановления ответственности органов государственной власти за положение в системе образования, за реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В этих целях профсоюз предлагает принять Указ Президента России либо федеральный закон, в котором закрепить ответственность органов государственной власти за реализацию прав граждан на получение образования. Для этого органы государственной власти субъектов РФ должны быть наряду с органами местного самоуправления соучредителями общеобразовательных учреждений, переданных ранее в ведение муниципальных образований. Это позволит объединить финансовые возможности всех уровней власти для финансирования образовательных учреждений, улучшить положение абсолютного большинства школ на основе нормативного финансирования.

Мы направили конкретные предложения в администрацию Президента России, в Государственную Думу и в Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Наши предложения получили поддержку ряда членов Совета Федерации – руководителей регионов, ряда депутатов Государственной Думы РФ, многих учителей. Отклики продолжают поступать.

Президиум ЦК профсоюза обращается к вам, уважаемые коллеги, с призывом поддержать предложения профсоюза, выразить свое отношение к судьбе образования, направив ваши личные и коллективные обращения к Президенту России, в Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, депутатам и руководителям партий, общественно-политических движений с требованием восстановить ответственность органов государственной власти за реализацию прав граждан на получение образования, ответственность за судьбу школы.

Мы считаем, что эта тема должна быть всесторонне обсуждена на предстоящих августовских конференциях.

Убеждены, что совместными действиями мы можем добиться сохранения государственной системы образования, ее лучших традиций, чтобы дети имели равные возможности получения образования, могли спокойно учиться, а учитель мог нормально работать и своевременно получать за свой нелегкий труд достойную заработную плату.

Сегодня молчать нельзя. Судьба детей, школы, образования, ваша личная судьба во многом зависят от вашей активной позиции.

Президиум ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ

Москва

Вместо комментария

Вернутся ли школы в конституционное поле, будет во многом зависеть от позиции педагогических коллективов

– Мне не вполне понятна позиция органов управления образованием, в том числе и Министерства образования России, – заявил в своем интервью “УГ” председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Яковлев. – Разработав тематику августовских совещаний, вновь обошли вниманием важнейший вопрос: моральное и материальное положение учителя, его зарплату. По нашим данным, задолженность по зарплате учителям на сегодняшний день в среднем по регионам России составляет 1,4 месяца, в некоторых регионах – до семи. Я уже не говорю о размере этой зарплаты. В мартовском постановлении Правительства России об увеличении тарифных ставок в полтора раза в обтекаемой форме говорится о новом их повышении со второго полугодия этого года. Будет ли это повышение? Российское образование давно перестало быть приоритетным направлением государственной политики.

– В чем “корень зла”?

– Одна из важнейших причин – муниципализация школ. Закон о местном самоуправлении в отношении образования противоречит нашей Конституции и Федеральному закону “Об образовании”, так как фактически снимает ответственность государства за судьбу российской школы и перекладывает ее на плечи муниципалитетов.

– Что предлагает профсоюз?

– Наши предложения по этому поводу изложены в Обращении к учителям России. Главное – соучредителем школ, отданных в распоряжение муниципалитетов, должны стать органы государственной власти.

Один пример. Недельную голодовку провели в июле учителя двух школ Читинской области – в поселке Шерловая Гора Борзинского района. Им не выплачивают заработную плату с января этого года. А отпускные выдали – 20 процентов от необходимой суммы.

В настоящее время по сведению профсоюза лишь в трети всех регионов России имеются графики погашения задолженности по зарплате. Хотя Правительство РФ рекомендовало регионам полностью вернуть все долги бюджетникам в 1999 году.

Эти вопросы ничуть не менее важны, чем, скажем, повышение качества учебного процесса, которого от голодающих и бастующих учителей добиться трудно. А забастовки будут, школы не начнут занятий с 1 сентября, если не решать эти проблемы сейчас, пока еще не поздно.

Дмитрий ЕГОРОВ

От редакции

Все проблемы, о которых говорилось выше, сегодня обострены, как никогда. Но ключ к их разрешению порой находится и в нас самих. В этом номере – специальном выпуске “Директорского клуба” мы не только возвращаемся к проблемам, но и предлагаем пути выхода из кризиса, наш алгоритм действий. Несмотря ни на что, школа жива. И во многом благодаря тому, что ее возглавляют замечательные руководители – люди творческие, ищущие и несгибаемые. Познакомьтесь с нашими героями и авторами, подзарядитесь их свежей энергией.

Почта ДК

Bсе началось в 1992 году, когда в среднюю школу села Михеевского пришел новый директор – Геннадий Александрович Бербенгалиев. Молодой педагог, став администратором, понимал – без собственного производства школе не выжить. Денег, что получали от роно, едва хватает на зарплату. Школе двадцать лет, и в ней давно пора делать капитальный ремонт. Необходимо обновить школьный инвентарь, но как дорого стоят простейшие футбольные мячи! Цены на учебники и пособия тоже “кусаются”. Как выжить сельской школе, находящейся в самом отдаленном районе области, на границе с Саратовской областью? “Разводить пчел!” – решил новый директор. Многие учителя восприняли эту идею с недоверием и даже испугом. “Геннадий Александрович, а вы сами когда-нибудь держали пчел?” – робко спрашивали они. “Никогда!” – оптимистично отвечал директор.

И все-таки первые двадцать два улья были куплены. Ученики в восторге – свои пчелы,свой мед! Куратором начинающих пасечников стал местный дед, житель этого же села. В первый год михеевские пчеловоды собрали 1 тонну 400 кг меда, 200 кг из которых ушли на оплату работы школьников – они ежедневно работали по четыре часа: сколачивали ящики, готовили пакеты, улья, крутили медогонку. В общем, работали наравне со взрослыми. Остальную часть меда продали и купили для школы грузовик.

В последующие два года купили видеокамеру, видеомагнитофон, сделали в школе косметический ремонт. Лучшим ученикам и учителям по окончании учебного года вручили призы и денежные премии. Соседский детсад и ветеранов войны села угостили медом бесплатно. На каждом школьном празднике на столе всегда стоят блины с медом. Такое вот медовое школьное царство получилось.

В этом году директор школы ездил за пчелопакетами в Краснодарский край, они там дешевле, чем в Самаре: одна пчелиная семья стоит 500 рублей.

– Мы еще работаем не в полную силу, – говорит Геннадий Александрович. – Мы могли бы спокойно обслуживать 30 ульев и поставить производство меда на более широкую основу. Но пока у нас проблемы со сбытом продукции.

На пасеке вместе со взрослыми крутятся и ребята. Егор из 7-го класса говорит, что пчел он нисколько не боится:

– Я спокойно беру в руки рамки с семьей. Ничего страшного. Хотя некоторых из нас уже покусали.

Порода пчел, которую держат школьники, называется карпатская. Они, пожалуй, самые спокойные среди своих собратьев. После того как отцветет черный клен, улья повезут в поля, где растет донник. Затем – на разнотравник. Мед с этих полей пахнет всеми цветами и травами, которые здесь растут. А еще – солнцем и степью.

Светлана САФОНОВА

Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте