Бытует мнение, что гуманитарий никогда не сможет стать технарем, и наоборот. Конечно, история знает целый ряд гениальных исключений, однако в массовом сознании все еще гнездится подобное предубеждение, несмотря на это многие профессии сегодня не просто требуют метапредметных навыков в работе, а объединяют целые области знаний.
Современный успешный технарь должен разбираться не только в точных науках, но и знать иностранный язык, обладать достаточными коммуникативными навыками для выстраивания партнерских и деловых отношений. Автоматически прибавьте к этому грамотность родной речи (желательно письменной и устной) и хотя бы базовые знания психологии. Аналитический склад ума вкупе с творческим мышлением, навыки работы с дорогостоящей и сложной аппаратурой – это самое немногое, что сегодня требует время от перспективных работников практически любой сферы производства. Сегодня монопредметность и узкий профессионализм уже не столь востребованы, в том числе в условиях оптимизации производственных и управленческих процессов.Школа сегодня – это тот образовательный институт, который обязан предвидеть и чутко улавливать все изменения, происходящие в обществе и на рынке труда, для успешной социализации обучающихся, получения ими востребованного образования и навыков.В данной парадигме развития общества и образования однополярное развитие школ, как это было раньше, уже невозможно в принципе. Сегодня нельзя ставить во главу угла углубленное изучение только лишь иностранного языка, когда у значительной части учащихся есть потребность в «продвинутой» математике или информатике. Ошибочно сейчас школе делать ставку только на естественные науки, не принимая во внимание гуманитарные дисциплины и спорт, потому что здоровье и ценности человека напрямую влияют на формирование его личности и судьбы вне зависимости от того, какой научный путь для себя выбирает ребенок.Современные образовательные комплексы города позволяют сегодня сочетать в одной организации инженерное направление, медицинское образование, кадетское движение, формируя тем самым уже в школе необходимые предпрофессиональные навыки будущего выпускника московской школы. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью основного образования детей в школе, делая обучение непрерывным и более фундаментальным. Подобные инициативы вдохнули новую жизнь в так называемые монопрофильные школы (школы с углубленным изучением отдельных предметов и гимназии), которые традиционно в большинстве своем были ориентированы на изучение узкого круга дисциплин.Примером успешного внедрения образовательных нововведений может служить школа №1592 имени Е.Н.Чернышева. В нашей организации третий год реализуется профильное обучение в старшей школе: физико-математическое, естественно-научное и филологическое, что помогает нам не только подойти индивидуально к академическим потребностям каждого ученика, но и вполне успешно развивать нетипичные для данной организации направления. За сравнительно небольшой период времени нам удалось наладить сотрудничество и организовать занятия с преподавателями РХТУ имени Д.И.Менделеева, а также в ноябре 2016 года стать активным участником проекта «Инженерный класс в московской школе» в сотрудничестве с МАИ. В ближайшее время планируем совместно с МАИ открыть лабораторию робототехники на бюджетной основе для большего вовлечения заинтересованных ребят нашего района, которые в дальнейшем, мы надеемся, выберут авиационный институт для продолжения своего обучения.Открытие кадетских классов, расширение спектра направлений дополнительного образования и их тесная интеграция с основным учебным планом, развитие массового спорта, где наши традиционные гуманитарии за последние два года совершили солидный скачок в развитии и результативности, также являются приоритетными задачами на ближайшее будущее.Ценность современной московской школы заключается в многогранности и многообразии ее внутренних ресурсов, которые вместе с возможностями города превращают процесс обучения в своеобразную долгосрочную образовательную экспедицию, формируя многогранную и мультизадачную личность человека Будущего, который не будет подпадать под стереотип «гуманитарий – технарь».
Антон БОГДАНОВ,директор гимназии №1592, кандидат филологических наук
Комментарии