Система средних специальных учебных заведений в России интенсивно развивается. Наряду со специальными знаниями большинство техникумов, колледжей, училищ предлагает будущим специалистам качественное гуманитарное образование. Без этого трудно рассчитывать на полноценную реализацию личности, с какой бы сферой общественной жизни ни была связана профессиональная деятельность человека. И здесь важнейшее место принадлежит литературе. Ее изучают во всех средних специальных учебных заведениях, но особенно большое внимание уделяют этому предмету в педагогических училищах и колледжах. Корреспондент «УГ» взял интервью у руководителя авторского коллектива преподавателей литературоведческих кафедр Московского педагогического государственного университета, доктора филологических наук, профессора В.К.СИГОВА.
Издательством «Дрофа» выпущен учебник «Литература» для средних специальных учебных заведений («Литература»: Учебник для средних специальных учебных заведений / Под редакцией В.К.Сигова. М., 2005, 560 с.). Это первый учебник, который обеспечивает возможность полностью освоить действующую программу по литературе для ссузов, утвержденную Минобразованием России в 2005 г. Учебник хорошо иллюстрирован. Тематический подбор картин отечественных художников ХIХ и ХХ веков, классические иллюстрации к произведениям известных писателей и поэтов, их портреты (часто не публиковавшиеся в учебниках по литературе) предоставляют преподавателю прекрасную возможность использовать их не только на уроках литературы, но и на уроках по развитию речи, тем самым реализуя задачу установления межпредметных связей при обучении студентов ссузов гуманитарным дисциплинам. Помимо средних профессиональных учебных заведений, учебник может использоваться в средних общеобразовательных школах, системе экстернатного обучения, для подготовки к вступительным экзаменам в вузы.
– Владимир Константинович, какие периоды в русской и зарубежной литературе рассмотрены в учебнике?
– Учебная программа ориентирована на изучение истории русской литературы с конца ХVIII до начала ХХI в., а также на знакомство с наиболее значительными произведениями зарубежной литературы ХVII-ХХ вв. Основные этапы развития русской литературы классического периода, серебряного века, советского и постсоветского времени рассматриваются в контексте общественных, политических, культурных явлений времени. Это позволяет понять значимость русской литературы как важнейшей части национальной жизни, ее роль в развитии философского, социально-политического, нравственного поиска. В учебнике уделяется особое внимание освещению проблем развития современной литературы, что поможет учащимся ориентироваться в круге текущего чтения.
– Впервые в едином учебном издании представлен анализ важнейших явлений русской и зарубежной литературы. Это позволяет решить на учебно-методическом уровне сложнейшую задачу: актуализировать в повседневной учебной практике проблемы национальной специфики, роли русской литературы и русского языка в жизни многонационального общества, культурном развитии народов России, способствовать приобщению учащихся к общемировой культурной жизни. Какие виды дидактико-методического обеспечения использованы для достижения этих целей?
– Во-первых, это комментарии к терминам, лексемам, понятиям, фактам, помогающим уяснить специфику национальной жизни, важные для понимания литературы и общегуманитарного развития исторические, социологические и культурологические, философские понятия. Также присутствует своеобразный «внутренний конспект» – выделение наиболее важных смысловых частей особым шрифтом. В помощь студентам в учебнике даются вопросы и задания для семинарских занятий, темы для сочинений, рефератов и устных сообщений. Так как материал изучается в течение всего лишь одного года или двух лет и большая его часть должна прорабатываться студентами самостоятельно, в книге приведен перечень дополнительной литературы с краткой аннотацией.
– Какова структура данного учебника?
– При разделении материала на главы использованы устоявшиеся критерии периодизации русской литературы ХVIII-ХХ вв. с учетом тенденции укрупнения периодов по мере отдаления от описываемой литературной эпохи. Объем разделов учебника соответствует времени, отводимому на их изучение программой.
В обзорных главах особое внимание уделяется описанию литературного процесса в его связях с важными общественными явлениями, анализируется творчество тех писателей, которым не посвящены монографические главы.
Монографические главы строятся по общей схеме: краткая биография писателя, общая характеристика его места в литературе своего времени, анализ произведений, изучение которых предусмотрено программой. При анализе наиболее значительных художественных текстов обобщаются и углубляются сведения по теории литературы, освещаются проблемы поэтики, преемственности и традиций.
– Важнейшие методические задачи и концептуальные педагогические решения существенно отличают представляемый учебник от ранее опубликованных учебных книг как для общеобразовательной, так и для средней специальной и высшей школы. Какие еще особенности имеет учебник «Литература»?
– Как известно, образовательный уровень человека прямо связан с его профессиональной подготовкой. Чтобы стать хорошим специалистом в своей области, студенту необходимо помимо получения базовых знаний по тем предметам, которые связаны с будущей профессией, повышать свой уровень культуры. Одной из основных задач, поставленных авторами нашего учебника, было расширение кругозора студентов. Поэтому в представляемый учебник было включено 233 иллюстрации: портреты, фотографии памятных мест, репродукции произведений русских художников и т.д. Тематически подобранные иллюстрации помогут дополнить литературные персоналии зрительными образами, узнать много нового и интересного не только в литературе, но и в изобразительном искусстве.
Комментарии