Уходящий год богат на события в высшем образовании. Среди главных, несомненно, седьмой съезд ректоров России, на котором побывал президент страны Владимир Путин. В актовом зале МГУ собрались свыше 2 тысяч человек и более 830 ректоров не только России, но и стран СНГ. Именно здесь президент Союза ректоров России Виктор Садовничий еще раз повторил главные принципы российского образования – государственность, всесословность и фундаментальность. Здесь перед президентом были поставлены вопросы, которые уже на протяжении нескольких лет не может решить Министерство образования. Съезд предложил закрепить за университетами статус научных организаций, освободить вузы от непосильного налогового бремени, дать наконец-то вожделенную свободу, а также возможность распоряжаться заработанными деньгами. Именно это позволит развиваться вузовской науке. Ректоры также предложили компенсировать изъятые по налогам внебюджетные средства, которые идут на развитие учебного процесса.
Не остались без внимания и нововведения, захлестнувшие наше образование. Садовничий выразил общее мнение ректоров, опасающихся, что абсолютизация и монопольное положение ЕГЭ может нанести ущерб системе России. Ведь поиск талантов не может ограничиться лишь одной формой проверки знаний – тестами. И не получится ли, что сдавший ЕГЭ не в состоянии будет освоить программу 1-го курса вуза.
Реформаторы в этом году перешли к следующему шагу – внедрению ГИФО. Первыми “удар модернизации” приняли на себя шесть вузов республик, участвующих в эксперименте, – Чувашии, Якутии и Марий Эл. Уже в этом году они зачисляли студентов по специальным денежным сертификатам, которые делились на пять категорий: первая давала абитуриенту 14,5 тысячи рублей, вторая – 7,5 тысячи, третья – 3900, четвертая – 2800, пятая – 1200 рублей. Впрочем, оказалось, денежное наполнение ГИФО может расти в зависимости от финансирования образования, уверяют разработчики. Главной же трудностью, по их мнению, были проблемы, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы. В то же время съезд ректоров России свое отношение к ГИФО выразил предельно ясно: “эксперимент привнесет в гарантированное Конституцией России право на образование элементы искусственной имитации рыночных отношений, ведь система ЕГЭ-ГИФО не предполагает 100-процентную оплату образования студентов, принятых на бюджетные места. В конституции нет нормы типа “полуплатное” или “частично неоплатное” образование”. Более двухсот известных профессоров Москвы и Санкт-Петербурга направили коллективное письмо руководству страны, в котором говорится, что предлагаемые сейчас планы реформ вызывают у них серьезное беспокойство. Хотя министр заверил – содержание материальной базы и плата коммунальных платежей останутся по-прежнему на госбюджете.
Экспериментальные вузы убедились: ГИФО тесно связано с ЕГЭ. А отсюда еще одна проблема – как быть с талантами, ведь учитывается сумма приведенных баллов, и незнание, к примеру, русского ее резко уменьшало. Поэтому приняли решение – победители олимпиад будут получать достаточно высокие категории ГИФО независимо от остальных предметов. Тем не менее ректоры озабочены последствиями ЕГЭ: вместо ожидавшегося сокращения репетиторства практически везде набирает силу платное натаскивание на тесты и репетиционные испытания.
Качество – девиз уходящего года. В России сейчас вместе с филиалами свыше 3200 вузов. Все они выдают дипломы одинакового образца, но не все гарантируют такое же одинаково качественное образование. Чтобы его контролировать, нужны особые структуры. Министерство образования подумало и создало “полицию качества”. Именно таково рабочее название Государственной аттестационной службы. В ее полномочиях – отзыв лицензий у вузов, не соответствующих образовательным стандартам. “Полицейские качества” могут неожиданно появиться на лекциях, семинарах, на защитах кандидатских диссертаций и дипломных работ. А потом вынести окончательный вердикт – достоин или нет вуз государственной аккредитации. Больше всего шишек досталось филиалам вузов, у многих из них, как оказалось, нет ни учебной базы, ни преподавателей должной квалификации. Министерство всерьез занялось нарушителями Федерального закона “О высшем и послевузовском образовании”. Халтурщиков теперь будут жестко наказывать. 8 вузов уже лишены лицензии, а над 10 нависла угроза лишиться таковой. Так, лицензий негосударственного образовательного учреждения лишили Международную академию маркетинга и менеджмента (институт) “МАМАРМЕН” города Москвы. Учредители или сам “МАМАРМЕН” обязаны вернуть деньги ребятам. Лицензионные требования и нормативы не выполнялись также в филиале Московского государственного социального университета в Кисловодске – там количество обучающихся студентов во много раз превышало норму, а в Пятигорском филиале Международной академии предпринимательства обучали студентов без лицензии.
Тенденция года – уменьшение негосударственных вузов. Среди них остались действительно сильнейшие.
Еще одна проблема, которую не решил уходящий год, – торговля дипломами о высшем образовании, ее ректор МГУ Садовничий на съезде сравнил с наркобизнесом, подчеркнув, что “липовые дипломы поражают человека на всю жизнь”. Съезд ректоров считает, что бороться с распространением некачественного образования можно только, если будет “прозрачность для общественности системы лицензирования и аккредитации вузов”.
Чтобы обеспечить кадрами образование, здравоохранение и сельское хозяйство, планируется ввести систему возвратных субсидий. Введение субсидирования, вероятно, тоже будет вначале экспериментальным, как и ГИФО. Механизм субсидирования таков: тот, кто не поступит на бесплатные бюджетные места, сможет заключить договор о возвратных субсидиях. После обучения молодой специалист должен либо вернуть долг, либо отработать по направлению 3-5 лет. По мнению заместителя рабочей группы Координационного совета Минобразования РФ, разрабатывающего документы для введения системы государственных возвратных субсидий, ректора Саратовского государственного технического университета профессора Юрия Чеботарева, размер субсидии как минимум должен быть 60-70 тысяч рублей, ведь эти деньги рассчитаны на пять лет. Заместитель Департамента экономики Минобразования России Олег Вишневский предполагает, что субсидию будут выдавать уже к лету 2004 года. Пока же нет закона, который мог бы обязать выпускника вуза отправиться на работу туда, где в нем нуждается государство. Кроме того, в этом году принят федеральный закон о целевом приеме студентов.
Чего никак не коснулись реформы, так это заработной платы профессорско-преподавательского состава. Все так же московский дворник получает почти в три раза больше профессора. Причем индексация зарплаты преподавателей вузов в 1,33 намечается лишь с 1 октября 2003 года. О студентах и речи нет – их стипендия составляет на сегодняшний день 200 рублей. Поднять ее в 2 раза пообещали лишь с 1 сентября 2003 года. Правда, наряду с академической стипендией за успеваемость в 2002 году ввели социальную – ребятам из малоимущих семей. Но, как известно, схема ее получения во многих регионах до сих пор дает сбои. А в результате наши лучшие умы продолжают утекать. В 2001-2002 годах из России уехали почти 100 тысяч молодых специалистов. В то же время происходит резкое старение профессорско-преподавательского состава. Так за последние 10 лет средний возраст работающих в научно-образовательной среде кандидатов наук увеличился с 44 до 51 года, а докторов наук – с 54 до 62 лет. Чтобы хоть как-то защитить преподавателей, предлагается разработать и принять закон о государственном статусе преподавателя и научного работника, но это пока лишь проекты, как и введение отраслевой отплаты труда.
Нынешний год еще раз подтвердил – спрос на высшее образование продолжает расти. И диплом сегодня – не только дань моде, но и гарантия трудоустройства. Сразу после окончания школы 75 процентов выпускников штурмуют приемные комиссии вузов. Растет спрос – растут и цены. Если в среднем по России достаточно выложить от 150 до 600 долларов в год, то в Москве это совершенно другие деньги – примерно от 1,5 тысячи долларов до шести тысяч долларов в год за обучение! Количество студентов, обучающихся за деньги, превысило число бюджетников и приблизилось к 54 процентам. Среди самых востребованных профессий, а следовательно, и дорогих, – программисты, специалисты с дипломами в области техники, финансов, менеджмента, рекламы, маркетинга и юриспруденции.
Наконец, еще один вопрос поднимался в уходящем году. Он касается Болонской декларации, принявшей двухступенчатую систему образования бакалавр – магистр. Россия, как известно, в Болонскую декларацию не входит. Состоится ли присоединение – еще вопрос. А пока на седьмом съезде ректоров России с восторгом было принято предложение Виктора Садовничего создать Московскую декларацию, которая объединила бы все страны СНГ и тех наших соседей, чьи молодые граждане хотят учиться в России.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии