Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Линия жизни. или Конспекты, которые не надо составлять

Учительская газета, №37 от 9 сентября 2003. Читать номер
Автор:

Наш собеседник – автор линии учебников по биологии Владислав СИВОГЛАЗОВ, известный нашим педагогам по псевдониму Н.И.Сонин.

– Владислав Иванович, среди современных российских учебников биологии ваши, наверное, сегодня самые именитые – ведь они удостоены Премии Президента России в области образования. Книги действительно красочные, красивые. Что отличает эти учебники от ранее созданных, каковы их принципиальные особенности?

– В отличие от традиционных курсов, в которых изучается отдельно биология растений, животных и человека, в нашем курсе живой организм независимо от уровня его организации рассматривается как целостная система, подчиняющаяся общим биологическим законам. Эта идея наиболее наглядно реализована в 6-м классе – «Живой организм».

В настоящее время, пожалуй, это единственная полностью выстроенная линия учебников с пятого по десятый – одиннадцатый класс. Она обеспечена методическим и дидактическим материалом. Сюда входят рабочие тетради для ученика, дидактические карточки-задания, биологические карты. Разработаны тематические тетради «Млекопитающие», «Птицы» и др., содержащие дополнительный научно-популярный материал, который раздвигает рамки учебника. Хорошо зарекомендовали себя «Рабочие тетради для учителя». Также с этого года и для ученика, и для учителя выходят четыре серьезных пособия «Готовимся к единому экзамену».

– Можно ли рассматривать это как своего рода «натаскивание» на тесты ЕГЭ?

– Для этого они слишком подробны и имеют очень высокий уровень. Эти книги можно даже назвать энциклопедией теста, потому что они полностью охватывают весь курс биологии. Для учеников 5-7-х классов мы создали тестовые пособия под нашу авторскую линию. Поэтому наши ученики уже с пятого класса могут постигать азы тестового контроля. Сейчас авторами подготовлены рабочие тетради для контроля знаний – это новый тип пособий, позволяющих организовать эффективный тематический и итоговый контроль знаний. В биологии важно, чтобы ребенок увидел объект, поработал с ним, потрогал его руками и т.д. В помощь организации такой работы будут подготовлены лабораторные практикумы, которые созданы совместно с учителями-практиками из Кирова, Перми, Дагестана, Краснодарского края и других регионов, с кем мы постоянно поддерживаем связь..

– Расскажите подробнее про «Тетрадь для учителя».

– В свое время я долго работал в школе. Вспоминаю эту веселую жизнь, когда нас, молодых учителей, завуч приглашал и просил показать наши конспекты, а потом визировал, ставил число, год – чтоб я их не мог использовать повторно… Наверное, многие с этим знакомы, хотя мы с вами прекрасно знаем, что подготовить конспект – одно, а провести урок – это совсем другое. Каждый раз приходится многое менять по ходу дела. К тому же, если идешь в параллельный класс – нужно все по-другому планировать. Поэтому главной нашей задачей было освободить учителей от этой рутинной работы. И мы сделали рабочие тетради для учителя, состоящие из трех основных частей. Первая – это собственно распределение уроков по темам, что позволит преподавателю разбить курс по урокам. Вторая – страницы, которые дублируют журнал. Зачем? Затем, что почти у каждого учителя есть помимо журнала своя заветная тетрадочка. Это не двойная бухгалтерия, а место для каких-то личных примечаний, пометок, галочек, крестиков. И третья – собственно рабочая тетрадь. Она построена по принципу один разворот – один урок. В ней рассматривается один из вариантов ведения урока: прописаны цели-задачи, план урока, методы, проверка знаний, опрос, домашнее задание – то, что предлагают сами авторы. Впрочем, везде оставлено место, куда учитель может вносить коррективы. Там же есть своего рода органайзер: объявления, информация, кого спросить на уроке, какой лабораторный опыт заложить. Мы даже ввели графу «Оценка и самооценка урока».

– Подобные тетради есть только по биологии?

– Поскольку этот проект «пошел» – тиражи растут, мы стали делать эти пособия и по другим линиям учебников, а также другим предметам – географии, истории. Конечно, многие учителя обходятся без конспектов, особенно те, кто работает по многу лет. Зато тем, кто только перешел на нашу линию учебников, а также для молодых учителей, на первых порах, по крайней мере, два – три года эти тетради очень помогают.

– Каковы перспективы развития линии в свете перехода на двенадцатилетний срок обучения?

– Когда мы ее создавали, мы, безусловно, учитывали подобную возможность. Поэтому и результат соответствующий: эта линия единственная, учебники которой с 5-го по 11-й классы имеют гриф «Рекомендовано». Это уже какая-то гарантия качества на будущее. Если в дальнейшем будут приняты стандарты по нашему предмету (пока они ориентированы на 11-летнюю школу), переработке подвергнется в основном материал 9-го класса, который планируется разгрузить. (Вспомните, после принятия Закона об обязательном 9-летнем образовании огромный массив материала 10-11-х классов был переведен в 9-й, так как биологию и некоторые другие предметы в старшей школе можно и не изучать.)

– Что вы думаете об учебниках для профильных классов?

– Я считаю, что на первых порах должно быть всего лишь два учебника, ведь пока мы не можем позволить себе пять, шесть, семь вариантов учебников по одному предмету для разных профилей. Это простые добротные учебники для базового уровня – своего рода оптимальный минимум – и учебники естественно-научного профиля. Самое трудное, на мой взгляд, – сделать учебник биологии для гуманитариев. Они, конечно, могут заниматься по базовому учебнику, но, согласитесь, здесь речь идет о психологии человека гуманитарного склада ума, он ведь и мир воспринимает иначе, чем математик или химик. И поэтому здесь нужно подать тот же «оптимальный минимум», но по-другому. Это высший пилотаж, и здесь предстоит еще много работать в данном направлении.

– Интегрированные курсы – выход из положения?

– К сожалению сегодня, не существует стандартов интегрированных курсов старшей школы. Если авторы решили создать интегрированный курс (скажем, физика, химия, биология), то тогда следует зареннее признать, что требования здесь должны быть иные, чем если бы каждый предмет изучался в отдельности… Потому что цели и задачи при таком подходе иные.

– Есть ли статистика, в каких регионах используются учебники вашей линии?

– Мы никогда не стремились, к тому, чтобы все учителя занимались только по нашим учебникам. Точных цифр нет, но есть регионы, например, Оренбургская и Пермская области, Краснодарский край, Татарстан и другие, в которых большинство учителей работают по нашим книгам. Примечательно, что в первую очередь эту линию выбирают сельские учителя. У меня такое сложилось мнение, что педагоги в глубинке сейчас более ищущие. Москвичи же, особенно старой гвардии, – осторожнее. Но, как ни странно, самыми неинформированными и даже консервативными оказались молодые студенты. Причин этому много. Одна из них – вузы далеко не всегда имеют возможность приобрести новые книги. Поэтому издательство «Дрофа» сейчас отправляет в вузы и в институты усовершенствования комплекты новых учебников бесплатно, чтобы учителя и студенты их воочию видели и реально оценили.

– И последнее: как вы относитесь к опубликованному недавно проекту БУПа?

– К сожалению, для меня, как и для всех учителей биологии и географии, а также разработчиков стандарта, данный проект базисного учебного плана оказался полной неожиданностью. Это очередная попытка по сворачиванию биологического, географического и экологического образования. Авторы данных документов ссылаются на тысячи предложений учителей и ученых по совершенствованию стандарта и БУПа. Но, принимая участие в этих обсуждениях, я не слышал никаких рекомендаций, направленных на сокращение часов на преподавание биологии и географии.

Введение данного проекта лишает учащихся 6-9-х классов права на получение полноценных знаний по биологии, географии и экологии, разрушает созданные за последние годы новые УМК, прошедшие широкую апробацию и получившие грифы «Рекомендовано МО РФ». Удивляет непоследовательность авторов БУПа. Заявляя о «малоэффективности» одночасовых предметов» (стр.28), они вводят их в 6-7-х классах. Общая неэффективность подобных курсов неоднократно обосновывалась психологической наукой и подтверждается педагогической практикой. Освоить содержание стандартов по биологии и географии в отведенные часы просто невозможно. Декларируемой разгрузки также не происходит, т.к. при сокращении содержания в БУПе сокращаются и часы на преподавание. А где же взять время на «значительно расширенный содержательный модуль «Человек»?

Выделенные на преподавание биологии в естественно-научном профиле часы не позволят подготовить учеников к поступлению в вуз. Свое мнение об интегрированном курсе «Естествознание» высказать сегодня просто не могу, т.к. стандарт по этому предмету отсутствует.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту