search
main
0

Лингвистические сказки

Как превратить урок в творческую мастерскую

Язык сказок привлекает и взрослых, и детей с первых строчек: «Однажды…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…». Эти слова словно несут в себе некоторое таинство, загадку и волшебство. С того момента, как произносятся эти предложения, нисходит какая-то магия, и каждый знает, что нужно отбросить свое неверие и вместо этого прислушаться к своему детскому сердцу, так как вот-вот произойдет нечто совершенно особенное. Поэтому неудивительно, что в школе лингвистические сказки так заинтересовывают ребят на уроках русского языка.

В зависимости от страны и культуры создавались свои сказки, которые передавали историю, моральные ценности, опыт, завещанный предками. С детства эти волшебные истории развивают наше воображение.

В последнее время учителя все чаще сталкиваются с тем, что школьники хуже усваивают информацию, заучивают правила, особенно это заметно в 5‑6‑х классах, когда они только приходят из начальной школы, где все обучение происходило в игровой форме. Сложность состоит в том, что детям трудно перестроиться, появляется больше новых дисциплин, соответственно, больше объема для заучивания наизусть, часто мотивация ребенка в этот период снижается. Необходимо заинтересовать ученика разнообразными методами и формами проведения урока.

Моим любимым методом проведения урока является проблемное обучение. Ученики сами ставят перед собой задачу, а затем ищут пути ее решения. Создавать перед учениками проблемную ситуацию лучше всего на текстах, при этом не имеет значения, какой раздел науки изучается на конкретном уроке: лексикология или орфография, синтаксис или фонетика. Из раза в раз учитель старается подобрать более иллюстративные и показательные тексты. И лучше всего для этого подходят лингвистические сказки. Они не только помогают разобраться в том или ином правиле, но и создают уникальный образ, который проще всего запоминается.

Возьмем на уроке любую книгу современных любимых авторов или детскую классику – «Незнайка», «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Гарри Поттер», «Питер Пэн», «Пеппи Длинныйчулок», сказки А.С.Пушкина, К.И.Чуковского – и увидим, как ребята на уроке преображаются, тянут руки, всем хочется дополнить, рассказать о том удивительном и незабываемом образе, который создала их фантазия. То же происходит и с лингвистической сказкой на уроке русского языка. Герои – буквы или слова – оживляют воображение ребят, правило, которое казалось очень сложным, запоминается как волшебная история.

Еще одним методом использования на уроке русского языка лингвистической сказки может стать прием иллюстрирования. Возьмем в начале года одну из сказок Феликса Кривина «Предлоги» и попросим ребят нарисовать к ней иллюстрации. Урок превращается не в скучное повторение пройденного материала, а в творческую мастерскую.

Еще одним способом создания проблемной ситуации и запоминания материала сказки может стать ее постановка в классе как драматического произведения. Чтение и разыгрывание литературы и сказок оттачивает языковые навыки и развивает творчество, критическое мышление, сотрудничество. Добавление проектного обучения к учебным занятиям преимущественно используется на уроках литературы и всегда оставляет сильное впечатление. Сказки легко разыгрываются и на уроках русского языка.

Особенно интересно становится, если ученики не только ставят лингвистическую сказку, но и создают ее сами. Вовлеченность возрастает, когда команды разыгрывают сказки на сцене для аудитории – семьи, друзей, одноклассников и преподавателей. Используя простой реквизит и короткий сценарий, ученики красочнее представляют произведение, лучше усваивают его. В постановках сказок, будь то в классе или на сцене, учащиеся применяют свои многочисленные интеллектуальные способности при выборе командных ролей: написание сценария, актерское мастерство, закулисье, костюмы, звуковое сопровождение.

Таким образом, мы увидели, что лингвистическая сказка разнообразно и вместе с тем продуктивно может использоваться на уроке русского языка. Она мотивирует ребят активно и с интересом работать на уроке, бессознательно запоминать теоретический материал по разным разделам русского языка, а также способствует развитию творческих способностей ребенка.

Екатерина ТИУНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1466 имени Надежды Рушевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте