Учителя начальных школ бьют тревогу: первоклассники, не прошедшие подготовку к школе в детском саду, испытывают серьезные затруднения в учебе. У них нет интереса к познанию, слабо развиты связная речь и умственные способности, они не могут сосредоточиться на уроке, не стремятся к творчеству. Как помочь им получить своевременное и полноценное развитие? В Главном управлении образования Курганской области начали с того, что в региональную целевую программу развития был включен раздел «Дошкольное образование». Создали ВНИК, перед которым была поставлена задача разработать новые формы оказания педагогических услуг детям, не посещающим детские сады. Проведены коллегии по обеспечению доступности дошкольного образования.
униципальные органы управления образованием тоже разработали соответствующие программы развития дошкольников. Прошло много встреч, «круглых столов», семинаров, конференций. Чтобы обеспечить поддержку, была проведена большая работа с главами районов.
И дело пошло. При школах, детских садах, на дому стали открываться центры педагогической помощи. Причем соблюдался главный принцип оказания услуг – бесплатность. Финансовые расходы взяли на себя районные администрации.
Одним из первых такой центр открылся в Целинном районе в 1992 году. Опрос родителей, первые беседы с ними показали: необходима разъяснительная работа. У многих из них отсутствовало желание заниматься с детьми. А в некоторых семьях, особенно в неблагополучных, вообще отказывались общаться с педагогами.
Пришлось убеждать и уговаривать. Сначала на развивающие занятия приходили немного детей, но пример оказался заразительным. Кроме того, педагог организовала для детей еще и игры, и праздники, и спортивные мероприятия, и конкурсы поделок, обеспечивающие не только развитие дошкольников, но и общение со сверстниками.
И родителей включила в процесс: для них стала проводить консультации, беседы.
Свой вариант «диалога» с семьей нашли в Куртамышском районе, где также закрылось много дошкольных учреждений. Работники муниципального органа управления образованием первыми ввели в свой штат психолога и методиста по работе с семьей для занятий с неорганизованными дошколятами. В их распоряжении, кстати сказать, Дворец школьников.
Хотелось бы сказать теплые слова в адрес педагогов, поскольку именно от их личностных качеств зависит эффективность экспериментальной работы.
Например, Нижневский микроцентр, расположенный на центральной усадьбе Нижневского сельсовета, существует на базе средней школы. Он обслуживает три населенных пункта: с. Нижнее и малые деревни Кочарино и Малетино. Считается лучшим в районе. С самого первого дня там работает чуткий и опытный педагог – Инесса Викторовна Хомутова. У нее пятнадцатилетний стаж работы с малышами. Она обслуживает 22 семьи, 30 детей, в том числе 13 детей в возрасте трех лет.
Для занятий, а они проходят в школе, выделена большая и светлая комната. С помощью педагогов, родителей она превратилась в уютный домашний уголок. Предметно-развивающая среда с разнообразием яркого красочного материала, игрушками-самоделками создана с любовью.
Рабочий день Инессы Викторовны длится с 9 до 16 часов. Два часа отведено на посещение семей в соответствии с заключенными с родителями договорами. Большое внимание она уделяет педагогическому просвещению родителей, привлекая их к активному участию в работе семейного клуба, районных конкурсах, совместных концертах детей и взрослых.
Деятельность микроцентра находится в поле зрения администрации Нижневской школы. Налажено тесное взаимодействие со школьным методобъединением учителей начальных классов. Вопросы по микроцентру включаются в повестку педсоветов, совещаний при директоре.
Однако на этом они не останавливаются, считая, что готовить к сознательному родительству надо заблаговременно. Поэтому при районном бюро загса открыт клуб молодой семьи. С будущими супругами работают психологи. Они проводят беседы о любви, браке, о совместимости характеров. На втором этапе, когда семья живет в ожидании ребенка, подключаются медицинские работники из женской консультации. Далее – работа с молодыми родителями происходит на базе детской консультации совместно с врачами-педиатрами.
Для работы с населением организован «телефон доверия». В районной газете «Куртамышская нива», на районном телевидении постоянно рассказывается о том, как работают микроцентры, даются консультации для родителей будущих первоклассников.
В Мокроусовском районе одна из форм сотрудничества с семьей – педагогический патронаж. В селе Сунгурово его осуществляет заведующая детским садом. И.В.Шепелина оформила социальные паспорта молодых семей. Один раз в месяц она посещает своих подопечных, чтобы подсказать, например, какие игрушки нужны малышу, как его закалять, как строить с ним общение.
В Сунгуровском детсаду функционирует школа молодых матерей «Ждем аиста». На его заседаниях обсуждаются разнообразные темы: «Здоровье ребенка в ваших руках», «Я уже живу». Ежемесячно выпускается газета для родителей «Малыш».
Судя по наблюдениям педагогов микроцентров, нынешние молодые мамы и папы испытывают огромные трудности в воспитании детей и мало кто из них знает что-то о необходимости раннего развития.
Конечно, от педагогов требуются профессионализм, знания. Поэтому в Мокроусовском районе организована творческая мастерская «Работаем с малышами».
В Шумихинском районе в деревне Большое Дюрягино своя «изюминка». Педагог группы кратковременного пребывания Ирина Семенова работает на дому. У нее за плечами педучилище, сейчас продолжает учебу в Шадринском пединституте. Она проводит много дидактических игр, учит детей пересказывать тексты, развивает мелкую моторику рук. И учителя, и родители довольны педагогом. По отзывам учителей начальных классов, воспитанники Ирины Владимировны – активные участники классных мероприятий, опора в учебной и воспитательной работе.
В Катайском районе – девять групп кратковременного пребывания. Одна из них в Ипатовской начальной школе действует шестой год. Посещают ее не только дети от 3 до 7 лет, но и родители. Что интересно, педагог дает родителям домашние задания. Они пишут сценарии праздников, изготавливают атрибуты к спектаклям, участвуют в театральных постановках, выпускают семейные газеты.
Словом, формы работы с дошкольниками, не посещающими детский сад, сложились довольно разнообразные. В районах Курганской области в настоящее время работают 425 групп кратковременного пребывания детей (микроцентров). Их посещают около восьми тысяч детей. Более двух тысяч малышей получают педагогическую помощь на дому.
А значит, там, где эта помощь есть, ребенок не предоставлен самому себе, он много узнает, лучше адаптируется в окружающем мире. И у него, конечно, будет гораздо меньше проблем с учебой в школе.
Валентина ШАЛАЙ, Александра ЛЕОНТЬЕВА, Курганская область
Комментарии