search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО
0

Лига умных. Интеллектуальные игры на Северо-Востоке

​Интеллектуальные игры на базе классического спортивного «Что? Где? Когда?» не являются новой формой работы с обучающимися. Однако до сих пор за 25 лет существования движения детских интеллектуальных игр в полной мере этот формат для поддержки и улучшения образовательного процесса не использовался. Этому есть ряд причин – в частности, подготовка вопросного материала для подобных мероприятий требует от автора определенного набора дополнительных навыков.

Использование игровых методов относится к одному из современных способов повышения эффективности обучения, стимулирования интереса детей и подростков к изучаемым предметам. К сожалению, возможности использования таких методов в рамках отдельных предметов школьного образования довольно ограничены, в то время как в системе дополнительного образования детей использование игровых форм находит широкое применение для развития и раскрытия организаторских и управленческих способностей учащихся. При этом существует практическая возможность использования данного формата применительно и к предметному обучению. Таким образом, не только раскрывается творческий потенциал детей, но у них формируется раскованное, независимое мышление, они усваивают принципы эвристики и научной организации труда, что существенно облегчает им процесс дальнейшего, в том числе и школьного, образования, помогает достичь успехов в любом виде деятельности. Командное взаимодействие игроков воспитывает у участников игровую этику, умение вовремя использовать необходимые знания, чувствовать своевременную необходимость мыслительных инсайдов (инсайдом в интеллектуальных играх является точка обсуждения, не имеющая прямого отношения к правильному ответу, но являющаяся поворотной в сторону правильного; нарабатывается в командах со временем в процессе тренировочных занятий).От классической игровой викторины спортивное «Что? Где? Когда?» в первую очередь выгодно отличает более сложная структура вопроса. Чаще всего вопросы предъявляют высокие требования не столько к знаниям учащихся, сколько к их хорошему умению делать логические выводы и примененять на практике имеющиеся знания. Чаще всего каждый вопрос не требует точечных знаний в одной конкретной науке, являясь по своей сути метапредметным материалом. Возьмем для примера один из вопросов: «В этом вопросе никаких поддельных фактов нет. Это медоносное дерево, широко распространенное в Средней полосе России, является символом Словении и дало название бульвару в Берлине. А на гербе какого российского города оно изображено?» Итак, вопрос предполагает некоторые знания из ботаники и географии (по крайней мере, так кажется на первый взгляд). Однако основная подсказка заключается в эпиграфе, который заставляет не только оживить знания по вышеуказанным предметам, но и поиграть в словесные ассоциации. Подделка как таковая сразу ассоциируется с липой (но не с деревом, а со вторым значением этого слова). От липы уже будет несложно дойти и до правильного ответа – ведь эта липа даже прячется в его названии – Липецк. Это был пример достаточно простого вопроса, на который, как правило, правильно отвечают порядка 75-90% команд, играющих на площадке, в нем достаточно подсказок и нет усложняющих меток. Теперь приведем пример вопроса, который не выходит за рамки одного школьного предмета: «10 декабря 1992 года Борис Ельцин перед Верховным Советом РСФСР точно воспроизвел столыпинскую речь в Государственной Думе от 16 марта 1907 года. Ответьте двумя словами: что произошло в Думе спустя два с половиной месяца после столыпинской речи?» Правильный ответ на вопрос «разгон Думы» предполагает наличие точечного знания как о событиях 1907, так и 1993 года, однако допускает возможность, что некоторые команды смогут угадать ответ, при этом вариант «смена власти» де-юре является правильным. В опыте интеллектуальных игр часто отмечают, что дети лучше запоминают те факты, по которым они не смогли ответить на вопрос правильно, а в случае, когда ответ удается угадать,- самостоятельно интересуются о подоплеке данного факта, обращаются к источникам. Это можно использовать для работы в рамках одного предмета, например, истории или литературы, а при требованиях современных ФГОС оживление образовательного процесса просто необходимо.В спортивное «Что? Где? Когда?» чаще всего первенствуют те команды, игроки которых умеют вовремя применить имеющиеся у них знания на пересечении научной основы. Как можно было заметить из примера вопроса, спортивное «Что? Где? Когда?» является отличным средством для работы со школьниками как на тематическом уровне в рамках одного предмета, так и на метапредметном уровне. Универсальность данной системы, а также возможность ее применения на всех этапах средней школы доказывает тот факт, что помимо учащихся 9-10-х классов, становившихся чемпионами в 2010, 2012, 2013 и 2015 годах, первенство выигрывали команды семиклассников (2011) и шестиклассников (2014).Наиболее оптимальным возрастом начала участия в играх лиги является 5-6-й класс. Достаточного объема знаний для высоких результатов у таких игроков может и не быть, однако этот возраст является идеальным для организации занятий по логическим играм, обработке больших массивов информации и накоплению опыта, которые в дальнейшем выливаются в высокие результаты.В СВАО Лига интеллектуальных игр школьников начала формироваться во второй половине 2010 года. За пять лет существования она объединила школы 13 районов Москвы. Помимо участия в играх на территории округов команды регулярно участвуют в межрегиональных и всероссийских фестивалях. Так, участники лиги дважды покоряли фестиваль «Казанский барс» – в 2013 и 2015 годах, трижды выигрывали зачет городов Всероссийского фестиваля «Хибинская весна», участвовали в фестивале «Павловская ласточка», выиграли младшую возрастную группу на фестивале «Коломенские горизонты».В межрайонном объединении школ, к которому относится школа №1220, интеллектуальные игры начали практиковаться в прошлом 2015-2016 учебном году. В дальнейшем планируется расширение участия команд межрайона в лиге. В минувшем сезоне команды комплекса дошли до финала фестиваля, две из них заняли высокие для дебютантов места.Предстоящий сезон станет уже седьмым по счету и стартует в сентябре 2016 года, а завершится в апреле 2017 года. Любая команда может присоединиться к игре в любой момент времени. Основным методическим центром проведения лиги в новом учебном году станет школа №1220 СВАО Москвы.Антон САМСОНОВ, методист школы №1220

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте