search
main
0

Lifelong learning

Инновационные технологии обучения как один из факторов социальной безопасности общества

Сегодня современные технологии, используемые для улучшения различных сфер человеческой деятельности, можно найти повсюду. Однако образовательные процессы не всегда органично связаны с процессами воспитания, что приводит к возникновению угроз в образовательно-воспитательной системе, а также негативно сказывается на обеспечении социальной безопасности страны. На помощь должны прийти образовательные инновации, которые призваны создать оптимальную и устойчивую учебно-организационную, научно-методическую и нормативно-управленческую среду.

Отличительная черта образовательных инноваций – создание информационной образовательной среды с помощью применения информационно-коммуникационных технологий. ИКТ давно уже перестали быть чем-то новыми и экзотическим в образовательном процессе. Средства мультимедиа (совокупность всех видов информации – графической, звуковой, видео) применяются повсеместно.
Учебные заведения в последнее время неплохо оснащены и компьютерами, и проекторами, и интерактивными досками, и возможностью использования всех преимуществ коммуникационных технологий: сайты и порталы школ, вузов, техникумов и других учебных заведений, использование облачных технологий и технологий Web 2.0, электронных дневников и прочих средств сетевого взаимодействия.

К другим инновационным технологиям относят модульное, дистанционное, проблемное обучение, метод проектов, социальное партнерство, технологию дифференцированного обучения.
В 2020 году из-за коронавирусной инфекции – COVID-19 – более 1,5 миллиарда учащихся школ и вузов были переведены на дистанционное обучение впервые за всю историю современной образовательной системы. Для эффективного дистанционного образования характерны более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, максимальная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения. Для мотивирования обучающегося важно использовать разнообразные приемы и средства, структурирование программы дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю.

Эффективное и грамотное дистанционное образование является одной из основных форм обучения в рамках концепции Lifelong learning (LLL). Концепция Lifelong learning – это подход к образованию, основанный на непрерывном овладении новыми знаниями и навыками с помощью тренингов, мастер-классов, наставничества, учебных профессиональных курсов, повышения квалификации. Главной идеей модели LLL является создание такой системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, развитие, совершенствование, самореализацию на протяжении всей жизни. Данная концепция опирается на четыре столпа образования:

– learning to know («обучение знанию») – овладение учебными инструментами, а не приобретение структурированных знаний;
– learning to do («обучение») – обучение тем видам работ, которые необходимы сейчас и в будущем, включая инновации и адаптацию обучения к будущей рабочей среде;
– learning to live together and with others («научиться жить вместе с другими») – овладение умениями мирно разрешать конфликты, открывать других людей и их культуры, укреплять возможности сообщества, индивидуальные компетенции и способности, экономическую устойчивость и социальную интеграцию;
– learning to be («учиться быть») – образование, способствующее полному развитию человека: ум и тело, интеллект, чувствительность, эстетическая оценка и духовность.

Подход LLL подразумевает 4 основных этапа развития человека как профессионала в определенной сфере:
– первый этап – самоопределение, на данном этапе происходит постоянный поиск вида деятельности, которым будущий специалист хочет заниматься;
– второй этап – это постановка долгосрочных целей с горизонтом 10‑15 лет и описание траектории профессионального развития;
– третий этап – это определение точек приложения усилий, например, такими точками могут быть компании, в которых нужно обязательно поработать, люди, с которыми нужно познакомиться, и компетенции, которые нужно приобрести;
– четвертый этап – корректировка траектории, которая вновь включает в себя самоопределение, постановку новых целей и определение новых точек приложения усилий.

Как и любая система обучения, система непрерывного образования имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам обучения длиною в жизнь относятся экономия времени, развитие способностей и потенциала, данных человеку от природы, ускорение процессов самопознания и самоопределения, самореализации; развитие навыков работы в команде, на практике и самостоятельного поиска информации.

В настоящее время как сама идея непрерывного образования на протяжении всей жизни, так и его формы становятся все более популярными. Дистанционное обучение в формате концепции Lifelong learning предполагает безостановочное формирование и совершенствование навыков, компетенций и знаний человека на протяжении всей его жизни с помощью инструментов электронных сетей, тем самым увеличивая его конкурентоспособность и качество жизни.

Однако в современных образовательных процессах и технологиях, в частности таких как smart-обучение, показывающих слияние онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа, не учитывается воспитательный аспект, тесно связанный с гуманистическим подходом к организации образовательной деятельности. Кроме того, принципы образования XXI века «образование для всех» и «образование через всю жизнь» невозможны без активного применения методов самообразования, самовоспитания и самообучения.

Таким образом, важным фактором определения направлений развития образовательно-воспитательной системы России является органичное сочетание тенденций и особенностей передовых систем и технологий образования и воспитания при доминировании российской идентичности образовательно-воспитательного процесса и необходимости сохранения национальной уникальности российского образования.

Юлия КОЛГУШКИНА, воспитатель детского сада присмотра и оздоровления №766

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте