Очевидно, что роль образования в жизни современного человека продолжает расти, а выражения «знание – сила», «экономика знаний», «информация – один из важнейших факторов производства…» не просто актуальные, но и целеполагающие.
На практике это подтверждается не только готовностью людей платить внушительные суммы за обучение в ведущих вузах своей страны или за рубежом, но и требованиями современного общества, в котором продолжающиеся процессы информационно-технологического развития диктуют спрос на высококвалифицированные кадры. Будучи высшим этапом развития инновационной экономики, экономика знаний, таким образом, не просто обозначила ведущую роль образования в жизни современного общества, но и определила его функцию как науку будущего.Образование – двигатель человеческого прогресса, а массовое образование, к которому однажды пришло человечество, привело нас к ускоренному научно-технологическому развитию. Но если спрос на высококвалифицированные кадры был всегда, то о способности и необходимости решать проблемы с позиций устойчивого развития и социальной ориентации в нашей стране заговорили относительно недавно. И здесь образование призвано внести свой вклад в достижение обозначенной цели.Процессы глобализации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека, затрагивают и сферу образования, диктуя новые требования к подготовке учащихся. Прописывают множество компетенций, которыми должны овладевать учащиеся в процессе своего обучения. Я думаю, необходимо также уделять внимание развитию таких качеств личности, как способность мыслить тактически и стратегически не только в частных интересах, но и в интересах общества. Это должна быть созидательно ориентированная личность, когда не свои проблемы становятся глобальными, а глобальные проблемы воспринимаются как свои. Только при таком подходе возможно перейти от многочисленных слов, собраний, совещаний к реальным действиям и решениям. Инициатива не должна быть наказуемой, а способность генерировать новые идеи, по моему мнению, той компетенцией, которую следует также развивать в процессе обучения. Образование как наука будущего стоит у истоков формирования общества. От воспитываемого нами молодого поколения зависит наше общее будущее, социум, в котором мы будем жить, его цели и задачи, качество принимаемых решений.Необходимо также отметить, что важный элемент в системе образования и сам педагог: нельзя научить тому, чего сам не понимаешь или не умеешь. В связи с этим очевидно и повышение квалификации педагогов в течение всей своей деловой активности (обучение, самообразование, повышение квалификации). Таким образом, в понятие «учащиеся» следует включить не только школьников и студентов, но и самих педагогов, продолжающих приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся навыки.Образование как наука будущего не должно игнорировать и такой важнейший фактор, как здоровье учащихся. Новое поколение должно быть и умным, и здоровым. В погоне за освоением нововведений нагрузка на учащихся возрастает настолько, что дети либо не справляются, либо мы получаем отличников с целым букетом заболеваний, что негативно отражается на их интеллектуальных ресурсах. Если же обозначить тот факт, что на современном этапе знания имеют свойство стремительно устаревать и актуальна задача непрерывного образования, то следует понимать, что для решения этой задачи человеку необходимо хорошее здоровье. Тем более что основной фактор развития экономики знаний – человеческий капитал.Таким образом, образование, определяющее качество науки и самого общества, определяет наше будущее и будущее нашей страны, ее позиции на мировой арене. Россия сможет решить задачу формирования информационного общества благодаря развитию и поддержанию на конкурентоспособном уровне своей системы образования.
Комментарии