search
main
0

Лидия Паукова: Идей и программ много, на месте не стоим

В Ханты-Мансийском автономном округе ведется особая образовательная политика. Губернаторская программа “Сельская школа”, введение именного образовательного чека, дающего право выбора пути повышения квалификации учителей, учет региональных особенностей края – все это говорит о серьезной переориентации приоритетов развития округа – переориентации в сторону развития образования. Созданное здесь образовательное пространство способно конкурировать с другими передовыми регионами страны. О нем рассказывает Лидия Николаевна ПАУКОВА, директор Департамента образования и науки.

– Нигде на “большой земле”, как здесь говорят, нет такого образовательного учреждения, как стойбищная школа. Расскажите, что это?
– На территории Югры насчитывается около 454 родовых угодий, в них проживает более 30% детей. Все это создает предпосылки для развития общеобразовательных учреждений, максимально приближенных к условиям жизнедеятельности северных народов. Именно такие общеобразовательные учреждения, не вырывая ребенка из культурно-бытовой среды, не разлучая родителей с детьми, могут обеспечить развитие национального самосознания, культурную самобытность и необходимый уровень освоения программ основной школы. Если ребенка в 7 лет оторвать от семьи и отдать в интернат, он многого лишается. Стойбищная школа – один из путей решения вопроса. Можно назвать ее “родовой школой”, можно применить термин малокомплектная, поскольку в ней обучаются по 10-15 детей. Задача такой школы, максимально приближенной к условиям проживания, в том, чтобы дети находились при родителях, знали, что такое семья, чем занимаются родители, приучались к домашнему хозяйству, продолжали дело родителей: становились оленеводами, охотниками, рыбаками. Этому не научишься вдалеке от семьи. Возникало немало проблем, связанных с тем, что раньше такого вида общеобразовательных учреждений не было. Думаем, что в будущем году сможем открыть еще одну стойбищную школу в Сургутском районе, тогда можно будет приехать и посмотреть ее. Это вид образовательного учреждения, который мы придумали сами.
– Что кроме изучения географии и истории округа входит в региональный компонент?
– У нас 9 месяцев зима, дети неподвижны. Дополнительный час физической культуры снимает многие проблемы. Во-первых, физическая культура – это привитие культуры здорового образа жизни. Во-вторых, физкультура – это динамичный урок, необходимый для сохранения здоровья детей. Край наш многонациональный (проживает свыше 100 национальностей), идет большая миграция населения, возникает потребность в дополнительных знаниях по русскому языку, поэтому в качестве регионального компонента в учебные планы общеобразовательных учреждений введен этот предмет. Хотя по новой программе 12-летней школы русский язык как предмет в 10 – 11-х классах уже введен в инвариантную часть Базисного учебного плана. Можно сказать, что мы попали в струю. Исходя из наших особенностей, в округе есть национальные школы, где более 55% детей ханты, манси, ненцев изучают родной язык и литературу. Учебники для них написаны нашими учеными. В таких школах особое значение имеют уроки труда, которые дополнены изучением этнокультурных традиций. Например, особенности вышивки бисером народов манси и ханты, чем узоры финноугорских народов отличаются от узоров других народов мира. Точно так же национальные особенности изучаются на уроках изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры.
– В округе уже давно действует программа “Сельская школа”.
– Действительно, правительство округа у нас всегда проявляет особую заботу о школах. Эту программу чаще мы называем “Губернаторская”. Ежегодно вводятся новые или идет замена 10 – 12 школ в сельской местности. В 2002 году на строительство сельских школ предполагается выделить свыше 2 миллиардов рублей. Мы тоже делаем ревизию состояния образовательных учреждений. У нас есть школы, которым 60, 70, 100 лет. Идет замена устаревших построек с учетом всех современных требований. Мы не пошли по пути закрытия маленьких школ. Из-за отсутствия дорог организовать на автобусе подвоз детей от поселка к поселку практически невозможно. Между тем программа “Школьный автобус” действует по всему региону, там, где возможен подвоз детей из школы в школу. Мы воспользовались ей, чтобы сохранить здоровье ребенка, избежать дорожно-транспортных происшествий.
– В округе действует особая система подготовки педкадров…
– По количеству школ и детей мы в целом выдерживаем подготовку специалистов. Программа повышения квалификации действительно интересна. В качестве эксперимента (сроки эксперимента: 2000-2005 годы) в округе была введена новая модель повышения квалификации на основе именного образовательного чека, в связи с чем система повышения квалификации была переведена на блочно-модульную технологию. Данная система предоставила педагогическим кадрам возможность выбора курсов, направлений повышения квалификации, способствовала росту потребности в повышении квалификации. В систему повышения квалификации педагогических кадров включены Сургутский и Нижневартовский педагогические вузы, Сургутский государственный университет, 2 колледжа, которые имеют право заниматься повышением квалификации. Программы обучения рассылаются учителям, в связи с чем они получают право выбора: например, математику изучать в Сургутском институте, а методику – в институте повышения квалификации и развития образования. Учитель приезжает в любой из вузов, имеющих право подготовки, и выбирает сам место обучения: либо приближенное к дому, либо отдаленное, но такое, где ему больше нравится система повышения квалификации. Оплачивает повышение квалификации Департамент образования и науки.
– Над чем вам еще хотелось бы поработать?
– На наш взгляд, у нас неплохо построена система школьного образования. Мы предоставляем разные образовательные услуги. Но сегодня по заданию губернатора работаем над созданием оптимальных условий для развития системы дошкольного образования. Чтобы наши мамы больше времени проводили дома с детьми, ухаживали за ними, занимались воспитанием, прием в детский сад начинать попозже. Как это сделать? Пока еще думаем над этим. Может быть, вводить доплаты сидящим дома матерям… В результате освободятся места для тех, кому в целях подготовки к школе обязательно нужно посещение дошкольного образовательного учреждения. Чтобы сказать, что такая программа будет осуществлена, нужно все просчитать и определить конкретные меры ее осуществления. Это и есть одно из направлений нашей работы.
Мы совершенствуем систему профессионального образования.
В округе нужно построить систему не филиального, а хорошего государственного образования. В Нижневартовске предполагаем открыть вуз, связанный с получением технических специальностей. В каждом городе должна быть создана система начального профессионального образования.
Много внимания в округе уделяется одаренным детям. Во время каникул для них организуем профильные летние школы. 700 детей ежегодно вывозим в профильные лагеря. При Югорском университете и НИИ пытаемся открыть с 1 сентября свою физико-математическую школу. Особое внимание уделяется программе “Сельская школа”, и не только строительству сельских школ, а в значительной мере повышению качества образования. Идет переподготовка педагогов сельских школ. Пополняется компьютерный парк, внедряются информационные технологии. Как результат – на окружных олимпиадах многие участники из сельских школ нисколько не уступают городским. Тем не менее проблемы рождает жизнь, и в настоящее время, в связи с модернизацией образования, у нас их немало, но мы не унываем, потому что не стоим на месте.

Георгий МИТЯЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте