search
main
0

Лидерство с северным характером

Шесть составляющих успеха Газпром школы Санкт-Петербург

Когда мы произносим слово «петербуржец», у каждого появляется ряд ассоциаций. Жителя Северной столицы отличают манера поведения, речь, у него особый культурный код. Это и приобретенное с годами неравнодушие к окружающему историческому пространству, и принятие многообразия точек зрения, и осознание чувства ответственности и гордости за сопричастность культурному процессу. Петербургская идентичность – это северный характер, определенный ритм жизни, интеллигентность.

 

Петербуржец должен быть носителем этой культуры. Наиболее подходящее слово, чтобы описать его, – «многогранный». Но как воспитать многогранную личность, истинного петербуржца? Академические знания – только одна сторона. Наша задача – взрастить в ребенке естественную потребность взаимодействовать с пространством, образами, смыслами, окружающими его. Город не просто влияет на жителей, он их воспитывает. И школа задает вектор, по которому происходит формирование личности, носителя культуры. Образ выпускника нашей школы отвечает высоким требованиям, предъявляемым к истинному петербуржцу.

Газпром школа Санкт-Петербург открылась в сентябре 2021 года. С самого начала работы над программой развития, был взят курс на выявление и поддержку образа мышления для раскрытия талантов каждого ребенка. Каким мы видим выпускника нашей школы? Вся программа развития направлена на воспитание социально активной личности с устойчивой гражданской позицией. Личности, которая будет реализовывать свой потенциал на благо нашей страны. А для воспитания такого человека важно создавать мотивирующую образовательную среду через поиск факторов, которые приведут к успеху каждого ребенка. Мы видим перед собой два образца: ПАО «Газпром» с опытом инновационного и современного характера работы, самореализации и успеха человека. Компании, сохраняющей уникальное историко-культурное наследие Санкт-Петербурга и строящей новую, современную городскую инфраструктуру и сам город, культурное пространство которого формирует человека.

Школа объединяет сильное классическое образование с новейшими технологиями. Проектируя пространство, мы проанализировали региональный и федеральный опыт и осознанно отобрали ряд приемов и практик. В августе 2021 года школой была получена бессрочная лицензия на все виды образовательной деятельности. И уже в декабре 2021 года мы получили аккредитацию образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего образования и основного общего образования.

Наш девиз: «Школа, из которой не хочется уходить». Он не случаен, одна из серьезных проблем, с которой сталкивается педагогическое сообщество, – нежелание учеников идти в образовательное учреждение. Поэтому мы задались вопросом: что мы можем предложить нашим воспитанникам, чтобы их пребывание здесь отвечало, с одной стороны, их разнообразным интересам, а с другой – запросам родителей и государства? Так в основу функционирования всех процессов была заложена модель школы полного дня. Было принято решение выстроить систему, которая может максимально влиять не только на развитие академических знаний и потенциала каждого ребенка, но и на воспитание юных петербуржцев.

Школа полного дня – это модель образа жизни современного человека, включающая работу, отдых, общение и стремление к достижениям. Она помогает ребенку научиться управлять своими временными ресурсами. Давайте разберем, какие базисы лежат в основе этой модели.

 

Школа комфорта

Первый, основополагающий, базис – это школа комфорта. Какие шаги нужно предпринять, чтобы ребенок, переступив порог образовательного учреждения, чувствовал себя в безопасности и комфорте?

Ребенок находится в школе от 10 до 12 часов, и за каждый час, проведенный тут, мы, администрация и педагоги, берем на себя ответственность. Мы создаем условия, в которых детям максимально комфортно и учиться, и проводить свободное от академических занятий время. По­этому в первую очередь пространство школы должно быть безопасным.

Конечно, мы заботимся о физической безопасности наших воспитанников. Периметр охраняется, осуществляется паспортный контроль. Таков наш ответ на вызовы современного неспокойного мира. Эта система не новая и не уникальная, но она дисциплинирует детей, которые у нас учатся, и мы всегда знаем, какой гость к нам пришел и когда из школы ушел.

Весной 2022 года был реализован проект по дополнительному озеленению пришкольной территории. Все растения антиаллергенные, безопасные для детей, выполняют функцию не только декора: на улице проходят практические занятия по биологии, географии и изобразительному искусству. Мы не просто используем уже имеющиеся ресурсы, мы обживаемся в школьной среде, преобразуем ее. Тем самым воспитываем ответственность в детях за пространство, в котором они развиваются и растут.

Актуальными являются также вопросы информационной безопасности. Организация безопасного и персонализированного доступа к электронным сервисам школы и ВКС, фильтрация используемых интернет-ресурсов, аттестация на соответствие информационных систем, обрабатывающих персональные данные. Все эти системы интуитивно понятны как детям, так и взрослым, они отвечают всем федеральным требованиям и упрощают коммуникацию участников образовательных отношений.

Еще одна сторона безопасности, которая позволит говорить о реализации школы комфорта, – психологическая. Развитие эмоционального интеллекта школьников не менее важно, чем формирование высоких умственных способностей. Необходимо содействовать созданию дружелюбной, безоценочной среды, в которой каждая идея и проблема не останутся без внимания. Важно помогать детям учиться слышать себя, соотносить свои потребности с запросами внешней среды.

Проектируя эффективное образовательное пространство, мы продумали технологическую среду, которая позволяет развивать наиболее востребованные и перспективные направления современного образования, в том числе цифровые. Создавая такое образовательное пространство, было важно решать возникающие задачи.

Первой такой задачей является эффективное использование имеющегося оборудования именно в образовательных целях. Цифровой инструмент должен применяться точечно, своевременно и таким образом, чтобы обращение к нему помогало решать ряд предметных задач, а не просто привлекало внимание ребенка.

Отсюда возникает следующий вопрос – кадровый. Одним из основных направлений кадровой политики стал подбор и адаптация специалистов, проявивших себя в профессиональном конкурсном движении, в проектной и научно-исследовательской деятельности, в подготовке учащихся к олимпиадам различных уровней, в общественной деятельности, в управленческой сфере, имеющих активную гражданскую позицию и при этом способных грамотно и на регулярной основе применять цифровые инструменты в образовательной практике.

Таким образом, названные составляющие первого базиса – школы комфорта – создают крепкий, целостный фундамент для всестороннего развития наших учеников. Они делают пространство школы привлекательным и для ребенка, и для педагога, позволяют снять лишнюю тревожность с родителей.

 

Школа знаний и выбора

Второй базис нашей школы полного дня – школа знаний и выбора. Как научиться выбирать то, что подходит тебе, и говорить нет всему остальному в условиях, когда современный мир предоставляет человеку огромное количество возможностей? Мы отвечаем на эту проблематику индивидуальным расписанием для каждого ребенка, проектной и исследовательской деятельностью в рамках внеурочных занятий, профильными потоками для 8-9‑х классов и семьюдесятью курсами Центра дополнительного образования.

Каждый день ребенка разделен на два модуля: «Школьный урок» и «Индивидуальная траектория». Значит, перед педагогическим коллективом стоит задача обеспечить наполнение этого времени не только академическими знаниями в соответствии со стандартом, но и курсами по выбору. Коллектив стремится к реализации одной из ключевых национальных целей – раскрыть талант каждого ученика. Поэтому главное слово в нашей экосистеме – выбор. Важно, что мы не выстраиваем приоритеты одного модуля над другим. Оба модуля – и школьный урок, и индивидуальная траектория – воспринимаются детьми равнозначно. На уроках ставятся проблемные вопросы. Во время внеурочной деятельности они трансформируются в проекты и исследовательские работы. А занятия Центра дополнительного образования в свою очередь дают практический выход полученным знаниям.

В школе изучаются пять иностранных языков: английский, немецкий, французский, испанский и китайский. Английский язык – с первого класса. Второй иностранный язык как предмет по выбору учащегося добавляется с четвертого класса. В школе проходят интегрированные уроки, во время которых ряд учебных предметов изучаются на иностранном языке, например география, математика, даже занятия ушу.

Таким образом, названные элементы школы знаний и выбора позволяют работать с академическими запросами детей, развивать их таланты через создание пластичной образовательной среды.

 

Школа традиций и событий

Третий базис школы полного дня мы назвали школой традиций и событий. У нас учатся дети, чьи родители причастны к корпорации, они приехали из многих регионов и обучались по разным образовательным программам. Это говорит о существенных различиях как в академических знаниях, так и в культурном опыте. Также в нашей школе работают педагоги как из петербургских школ, так и из образовательных учреждений разных городов России. Какие шаги нужно предпринять для единения детского и взрослого коллективов? Мы уверены: наполнение школьных будней событиями, создание локальных традиций, объяснение и поддержка традиций (региональных и федеральных) – вот то, что позволит нам – и воспитанникам, и педагогам – стать крепким детско-взрослым сообществом, увлеченным культурой города и страны, разделяющим общие ценности.

Одной из первых школьных традиций, появившихся с самого открытия, в 2021 году, стало торжественное поднятие государственного флага Российской Федерации, сопровождающееся гимном страны. Как же сделать так, чтобы школьники при этом искренне, а не потому что от них этого требуют, испытывали чувство гордости? Чтобы ценили причастность к мероприятию с официальной государственной символикой?

Во-первых, мы проводим линейки в атриуме – одной из самых значимых для детей локаций школы. Это и торжественное, и одновременно уютное многофункциональное пространство. Во-вторых, на линейке присутствуют представители всех классов с первого по девятый вместе с классными руководителями, учителями, педагогами-организаторами, администрацией школы. Сопричастность всех представителей школы является дополнительным мотивирующим фактором для решения обозначенной проблемы. В-третьих, поднятие флага заявляется нами как честь, которой удостаиваются каждый день два новых ученика из числа тех, кто наиболее успешно про­явил себя за последнее время. Это могут быть победители конкурсов, соревнований, олимпиад, отличники. Или, например, учащиеся, качественно представившие свои проекты на районной или городской конференции. Сами дети, члены ученического совета, выдвигают кандидатуры тех, кто поднимет флаг. Наконец, ведущими торжественных линеек являются представитель администрации школы и учащийся – член ученического совета.

События школьной жизни в целом весьма разнообразны: это и соревнования, и организация встреч с успешными взрослыми «Умный лекторий», и массовые спектакли, и кинопро­смотры, и предновогодние балы… Все это находит отражение в школьных новостях, в выпусках школьных газет и в журнале «Сильное начало». Над статьями, версткой, иллюстрациями работают дети совместно с педагогами, все тексты проходят проверку через систему «Антиплагиат», что гарантирует их уникальность. Наши ученики очень серьезно подходят к формированию контента. Так получается совершенно неповторимый творческий продукт. Журнал не просто фиксирует нашу повседневность, он объединяет, воспитывает ответственность за каждое слово, за коллективный результат.

Наша школа учит ребенка выстраивать здоровые отношения с обществом, коллективом и окружающим миром. Дети развивают навыки коммуникации прежде всего в коллективе сверстников. Для сплочения и создания доброжелательной атмосферы педагоги школы, классные руководители и тьюторы разработали годовой цикл еженедельных классных часов. Он выстроен по принципу «от малого к большому»: от знакомства друг с другом и установления правил общения к умению принимать конструктивные комментарии, вежливо и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Тьюторское сопровождение является важным элементом школьной воспитательной системы. Тьюторы – это своеобразные навигаторы учеников в физическом и информационном пространстве школы. У каждой параллели с 5‑го по 9‑й класс есть свой тьютор. Он помогает с домашним заданием, с проектной работой, с созданием цифровых портфолио. Процесс взаимодействия выстраивается не с позиции трансляции знаний, а с позиции соучастия, сотворчества и соавторства. Один из совместных проектов тьюторов и воспитанников посвящен изучению правил этикета ученика Газпром школы Санкт-Петербург: вместе с воспитателями в начальной школе и тьюторами в основной дети сформулировали кодекс поведения, сделали фото- и видеосопровождение правил.

Ярким примером развития социальных инициатив наших учащихся является модель ученического самоуправления – система департаментов.

Активисты ученического совета исследовали организацию работы отделов корпорации, в которой трудятся их родители. В итоге от детей поступило предложение создать похожие подразделения. Так у нас в школе появилась система ученических департаментов, которая охватывает абсолютно всех учеников, педагогов и задает вектор школьной жизни. Эта модель является уникальной для системы образования, и вместе с этим она универсальна: может быть достаточно просто перенесена не только на другую школу, но и вообще на любую образовательную организацию.

Так, перенимая опыт управления в ПАО «Газпром» от родителей наших учащихся, мы поощряем преемственность. Презентация модели ученического самоуправления на Всероссийском конкурсе инноваций «Вектор качества образования» весной 2022 года принесла нам победу. Выстраивая работу таким образом, мы определенно положительно влияем на развитие идеологической составляющей воспитания наших учащихся.

Для многих наших учеников Санкт-Петербург – новый город. Творчество и искусство позволяют выработать личное отношение ребенка к пространству, в котором он растет и развивается. Город перестает быть для него чужим. Это важное направление воспитательной работы – именно через активную деятельность, а не пассивное восприятие информации, прививать любовь к городу, Родине, нашей истории. Вот лишь несколько примеров.

В прошлом учебном году третьеклассникам был предложен курс «Петербург – хранитель традиций». Занятия продолжались вне школьных стен. Четыре десятка экскурсий расширили детский кругозор и пробудили в учащихся жажду исследований. Например, посетив корабль «Полтава», который был воссоздан ПАО «Газпром» в рамках социального проекта для города, ребята изучили историю корабля, этапы и особенности его строительства, внутреннее устройство и декор. Далее на этой основе был создан проект класса, который школьники презентовали для учащихся своей параллели.

С учетом интереса наших воспитанников в этом учебном году курс по истории и культуре Санкт-Петербурга включает три модуля: «Экскурсионный Петербург», «Наш школьный музей» и лекции от известных людей по истории города.

В 2022 году в течение нескольких месяцев педагоги и воспитанники Центра дополнительного образования трудились над созданием мультимедийного спектакля «История одного города». Постановка была посвящена дню рождения Санкт-Петербурга и рассказывала о важных событиях в жизни культурной столицы России. Главная идея проекта – показать, что каждый из нас способен совершить поступок, оставить след в истории. Чтобы реализовать задумку, участники проекта провели огромную командную работу: изучали историю города, выбирали события для инсценировки, продумывали декорации и костюмы, писали диалоги и репетировали сцены.

Герои спектакля – ученики Газпром школы Санкт-Петербург – путешествуют во времени. Вместе со зрителями они проходят сквозь исторические события: петровские балы, знакомство с Пушкиным, тушение пожара во время блокады Ленинграда, чудесное спасение авиалайнера при приводнении на Неву. Спектакль побуждает знакомиться с городом и больше узнавать о его прошлом. Действие на сцене сопровождают уникальные цифровые декорации. Дополнением к каждой сцене выступили картины известных художников и документальные фотографии.

 

Школа перспектив

Четвертый базис школы полного дня мы назвали школой перспектив. Задачи, решаемые этим направлением, касаются организации эффективной и неформальной системы проф­ориентационной работы.

Как корпоративная школа мы заинтересованы в подготовке базы для становления будущих высококлас­сных профессионалов для ПАО «Газпром» и нашей страны. Множество департаментов корпорации показывает, что помимо профильных специалистов нефтегазовой отрасли востребованы дизайнеры, архитекторы, проектировщики, специалисты области IT, переводчики, редакторы и многие другие. Поэтому с самого начала работы школа активно сотрудничает с ведущими вузами и социальными партнерами. Заключены договоры о сетевом взаимодействии.

Школьники всех пяти профильных потоков участвуют в мастер-классах, проектных сессиях, конференциях, олимпиадах, профориентационных тестированиях, консультациях по реализуемым образовательным программам, деловых играх и прочих мероприятиях, организованных совместно с вузами страны. Что особенно важно в нашем сотрудничестве: поскольку школьная программа не предусматривает углубления узкоспециализированных знаний по предметам, специалисты вузов вместе с педагогами школы разработали программы на 34 часа в год (то есть на 1 час в неделю) как на нашей базе, так и с выходом на партнерские площадки.

Например, по запросу учащихся социально-гуманитарного профиля специалисты Института философии человека РГПУ имени А.И.Герцена разработали для нас специальный курс по истории философии и философии культуры, который поможет ребятам понимать сложнейшие темы по литературе, истории, обществознанию.

Кроме профильной корпоративной направленности мы поддерживаем наших учеников в разных направлениях, в том числе в областях культуры, спорта и медиа. Ведущие специалисты этих сфер охотно идут на сотрудничество, проводят занятия для учеников. Например, с удовольствием работают с детьми представители Императорского фарфорового завода, Спортивной федерации шахмат, Спортивной федерации дзюдо, актеры театра и кино, представители баскетбольного, волейбольного и футбольного клубов «Зенит», сотрудники радиостанции «Зенит». К слову, благодаря такому взаимодействию по инициативе школьников с этого учебного года у нас открылась радиостудия, где ребята учатся проводить эфиры с гостями – профессионалами различных областей.

Поливекторная профориентационная работа помогает взрослым самим не терять ориентиры в пространстве возможностей и учить школьников не бояться ошибок, пробовать и делать осознанный выбор.

 

Школа диалога

Пятый базис школы полного дня – школа диалога. Какую культуру общения внутри детско-взрослого коллектива следует развивать, чтобы она соответствовала культуре общения петербургской школы?

Мы культивируем особую манеру работы педагогов, общения с учащимися и их родителями, которую можно описать такими словами, как «неимперативная», «аргументированная», «дружелюбная». Согласитесь, все эти слова подходят для описания характера общения истинного петербуржца.

Учителя находят возможности для неформального общения с учениками и коллегами. Например, часто увлекают своим хобби остальных. Это могут быть еженедельные занятия йогой, проводимые учителем физической культуры, мастер-классы педагогов дополнительного образования по живописи, графическому дизайну, танцам для коллег, учеников и их родителей. Часто значимое событие в культурной жизни кого-то из педагогов обсуждается в коллективе, ученики не остаются в стороне. Результатом становится совместное посещение выставок и потом, конечно, рефлексия с выходом в медиапространство школы.

Культура взаимоотношений в школе стала одним из факторов создания силами учеников и педагогов проекта игровой площадки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот проект, мы надеемся, станет частью программы обновления парка 300‑летия Санкт-Петербурга.

Школа, открытая диалогу и полилогу, подразумевает организацию выступлений спикеров из числа представителей педагогической общественности Санкт-Петербурга и России как для учащихся, так и для учителей. Встречи с приглашенными специалистами – важная часть нашего образовательного процесса.

При этом сами педагоги активно делятся опытом с коллегами. Это происходит и в рамках профессиональных конкурсов, и в ходе научно-практических конференций, вебинаров регионального и федерального уровней.

Учащиеся являются постоянными помощниками педагогов при подготовке конкурсных уроков и мастер-классов. Также они выступают в роли респондентов фокус-групп при проведении учителями исследований, для презентации и анализа результатов на научно-практических конференциях. Это дополнительно мотивирует учеников к участию в олимпиадном, конкурсном движении, выполнению проектов и исследований под руководством своих учителей.

Аккумулируя, переосмысляя и представляя опыт на открытых площадках, получая обратную связь от лидеров отечественной системы образования, школа развивается, становясь более содержательной, инновационно привлекательной, открытой для всех участников образовательных отношений.

Бесстрессовая, деликатная, мотивирующая ученическо-педагогическая атмосфера школы является еще одним фактором идеологического воспитания детей и формирования корпоративной культуры. При этом в школе существуют строгие правила и нормы, без которых нельзя построить эффективное образовательное пространство.

 

Школа успеха

Шестой базис школы полного дня – школа успеха. Чтобы реализовать это направление, школе необходимо быть открытой для обмена практиками и профессионального общения. Успешные взрослые – лучший пример для успешных детей. Мы создаем условия для погружения учеников в конкурсное и олимпиадное движение. И уже сегодня можем гордиться результатами наших воспитанников в региональных и федеральных творческих, научных и спортивных конкурсах.

Сотрудниками образовательной организации также проделана огромная работа по оформлению конкурсной документации, созданию открытых уроков и методических разработок, которые были представлены на серьезных федеральных и региональных площадках. Так, за пятнадцать месяцев работы школа стала победителем восьми федеральных, одного регионального и двух муниципальных профессиональных конкурсов. Каждый раз мы получали высокую оценку экспертного сообщества.

Это позволяет говорить, что школа становится лидером отечественной системы образования. Общее для педагогов и детей желание развиваться, стремление к лидерству становятся основой взаимопонимания, помогают нам вместе стремиться к достижению высоких результатов.

 

Татьяна КОРНИЕНКО, директор Газпром школы Санкт-Петербург, кандидат педагогических наук

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте