Лидерство как понятие социального механизма позволяет регулировать деятельность системы образования, а также помогает более успешно и эффективно развиваться всей системе. Дадим определение образовательному лидерству как категории повышения эффективности деятельности образовательных организаций при помощи действительно талантливого руководства и сотрудников. Лидерами в образовании являются более успешные и продвинутые работники, которые достигли пика своей профессиональной деятельности при помощи развития своих личностных характеристик.
Управление талантливыми лидерами направлено на их выявление и координацию работы. Лидер – это тот человек, который обладает поразительными навыками, знаниями и умениями, способен развиваться в различных отраслях и нацелен на долгосрочную и эффективную работу. Различным предприятиям необходимо обучаться свойствам управления, способности выявлять лидеров на начальном этапе, для того чтобы наладить и увеличить производительность труда и позиции на рынке.
Лидерство характерно для разных сфер деятельности определенных организаций, поэтому имеются разные профессиональные области лидерства, связанные с образованием, спортом, наукой, политикой или бизнесом. Каждая из этих сфер деятельности имеет свои требования, предъявляемые к профессиональным качествам руководства и сотрудников.
Выделяют два подхода к пониманию лидерства в образовательной среде:
- Лидер с точки зрения позиций педагога и его уровня профессионализма. Он является самостоятельным субъектом образовательного процесса, который вносит в него большой вклад, имеет свое видение образовательной деятельности, стиля поведения в коллективах. И эта позиция связана не только с профессиональной деятельностью, но и со стилем жизни.
- Лидерство в стилях руководства и управления – это стиль представителей власти в образовании, которые имеют профессиональные качества и функции, с помощью которых осуществляют руководящую деятельность. Важным условием эффективности любой организации является лидирование руководителя в ведущем типе деятельности. Лидерство как бы дополняет собой руководство, повышая тем самым эффективность функционирования организации, производительность труда, минимизируя социальные конфликты.
В каждой позиции преуспевать могут как руководители сферы образования, так и педагогические деятели. Если педагог имеет свое видение реформирования системы образования, это является предпосылкой к повышению своих лидерских позиций в образовании. Отличительными чертами лидеров в образовании являются:
- Определенный лидер и его последователи могут быть тесно связаны между собой.
- Лидерство в образовании может иметь множество ролей и не ограничиваться определенным типом деятельности.
- В сфере образования понятие «лидер» имеет индивидуальный характер, не так как в политике или экономической сфере, где оно может быть представлено в групповом виде.
- Образовательное лидерство состоит не столько в действиях, направленных на утверждение собственной позиции в социальной общности, прежде всего на развитие лидерских способностей и реализацию лидерских потенций у своих последователей.
- В сфере образования каждый сотрудник должен иметь талантливые навыки, которые помогут ему в дальнейшем стать лидером той или иной категории образовательного процесса.
Менеджмент лидерства как понятие только внедряется в нашей стране. Большинство авторов дают слову «лидер» объяснение, связанное с преобладанием определенных характеристик и навыков в определенной области деятельности. Также они должны быть высокомотивированными на продуктивную работу. Лидер имеет специфические возможности, которые он сможет использовать на благо организаций.
Многие авторы определяют понятие «лидер» как одаренный, способный к труду человек, который может развиваться на протяжении всей жизни.
Сделаем свой вывод о том, что лидер – это талант, опытный и всесторонне развитый человек, накапливающий знания в различных сферах деятельности и использующий их на практике.
Сотрудники, имеющие лидерские качества, умудрены опытом, обладают внутренними качествами лидера, имеют высокие знания в различных категориях, интеллектуально развиты и постоянно развиваются. Если в команде присутствует хоть один такой человек, он способен создать вокруг себя команду талантливых сотрудников. Таким образом, соединение данных понятий наводит нас на мысль, что лидер способен работать и достигать высоких результатов в команде таких же развитых людей, что может давать сфере образования высокие результаты и повышать ее конкурентоспособность. В любом случае талантливому лидеру требуются грамотное управление и дача направления. Грамотный подход к развитию образовательной организации создает свои способы управления талантами, основывающиеся на генерации человеческих ресурсов, необходимых для ее дальнейшего существования.
Талант-менеджмент в поисках лидера, с одной стороны, рассматривается как система, которая способна выявлять талантливых сотрудников и потребность в них, планировать работу с ними, отбирать новые кадры, в особенности молодые, осуществлять их развитие и обучение, мотивирование на успех, рост по карьерной лестнице, удержание в стенах организации. С другой стороны, он показан как система, которая помогает повысить уровень компетентностных характеристик с помощью внедрения различных программ по продвижению образования и удержанию талантливых сотрудников.
В сфере образования можно выделить три аспекта лидерства:
- Целью образовательного процесса является конкретное воспитание лидеров. Существует ли необходимость подготовки лидеров среди выпускников детских садов, школ, колледжей и университетов? Конечно, это является необходимым. В первую очередь для того, чтобы был определенный руководитель группы, который поведет всех за собой. Из этого формируется лидерская компетенция, то есть готовность человека к определенной роли лидера, к организации взаимодействия в группе и решению задач по повышению личностных талантливых характеристик.
- Принципом руководителей организаций образования является лидерство. Одним из принципов лидерских качеств в образовательной группе является именно лидерство руководящих людей. Именно это указывает на конкурентоспособность образования в стране.
- Лидерство как способ становления на рынке образовательных услуг. Человек, когда отдает своего ребенка в детский сад, школу или вуз, выбирает их по принципу наиболее котирующихся на рынке образовательных услуг. Каждый образовательный коллектив стремится к тому, чтобы вывести учреждение, в котором он ведет свою деятельность, в список лидирующих организаций. И именно руководители-лидеры способны вывести образовательные учреждения в Топ и повысить его рейтинги.
Существует взаимосвязь между чертами личности и лидерством. Лидеры являются более высокоинтеллектуально развитыми, чем те люди, которые этим качеством не обладают, также они больше нелидеров хотят пребывать у власти, более социально развиты и адаптированы к жизни. Эффективность стиля руководства и лидерства может иметь зависимость от ситуации, особенностей психологического развития, профессиональных навыков, мотивирования коллектива. Именно поэтому проблемы эффективности руководства и лидерства в настоящее время рассматриваются с трех взаимосвязанных позиций, представленных в таблице.
Таким образом, аспекты лидерства в образовании являются актуальными на сегодняшний день. Зачатки формирования талантливых навыков и лидерских качеств отмечаются уже в детстве, когда ребенок попадает в дошкольное учреждение. От стиля руководства и педагогического состава зависит, каким по стилю жизни – лидером или нелидером – вырастет ребенок. Лидерство следует рассматривать с точки зрения отношений между руководством и группой, а также отношения человека к самому себе и своим личностным характеристикам. Талантливый сотрудник и лидер – это тот человек, который обладает поразительными навыками, знаниями и умениями, способен развиваться в различных отраслях и нацелен на долгосрочную и эффективную работу. Различным образовательным организациям необходимо обучаться свойствам управления своими сотрудниками, способности выявлять лидеров на начальном этапе, для того чтобы наладить работу и повысить производительность труда и позиции образовательных учреждений на рынке.
Наталия ВОВЧОК, ведущий экономист Курчатовской школы
Комментарии