search
main
0

Лицом к лицу. Разговор о реформах получился долгим и острым

30 марта в Москве состоялась встреча делегатов VI съезда Общероссийского профсоюза образования с представителями федеральной власти. Как отметила председатель профсоюза Галина Меркулова, такие встречи стали традиционными: «В канун съезда мы приглашаем наших социальных партнеров, руководителей законодательной и исполнительной власти, чтобы, получив ответы на свои вопросы, дать объективные оценки процессов, происходящих в образовании, правильно наметить перспективы дальнейшей работы профсоюза».

Во встрече приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова, заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов, президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий, заместитель председателя Государственной Думы Вячеслав Володин.

«Попасть на зуб» профсоюзным лидерам во время масштабных реформ в образовании и экономике – процедура не самая приятная. Тем не менее вместо предполагаемых двух часов встреча продлилась более четырех. А это говорило о том, для людей по обе стороны – пусть не баррикад, а трибуны – это общение было важно.

Сложный период продлится до 2020 года

Андрей Фурсенко в начале своего выступления отметил, что многие задачи Министерство образования и науки решает в сотрудничестве с профсоюзом. Так, в прошлом году в рамках этого взаимодействия удалось выпустить обновленные квалификационные характеристики должностей работников образования и принять Положение о порядке проведения аттестации преподавателей вузов. Благодаря этому произвол в оценке работы преподавателей высшей школы резко снизился.

По словам министра, главный негативный фактор, который влияет на всю систему образования, – это демографическая ситуация: «Численность школьников за последние 10 лет сократилась с 21 до 13 миллионов человек, то есть почти на 40 процентов. А число учителей уменьшилось за это время на 20 процентов – с 1,5 миллиона до 1 миллиона 200 тысяч, количество школ сократилось с 67 до 51 тысячи. То есть темпы изменения сети образовательных учреждений отставали от демографического спада. Если раньше на одного учителя приходилось тринадцать учеников, то сегодня меньше десяти.

Снижается и численность студентов, этот спад будет продолжаться примерно до 2020 года. Большинство ребят из начального профобразования перебрались в вузы, и в ближайшие три года, по самым оптимистичным прогнозам, контингент учреждений профобразования уменьшится на полтора миллиона человек. Это грозит очень опасными последствиями для экономики. А для преподавательского корпуса это означает, что сожмется количество рабочих мест.

Надо понимать, что изменения сети неизбежны. С учетом демографической ямы мы должны думать о том, как создавать новые рабочие места для преподавателей, которые по тем или иным причинам освобождаются. Работа в этой сфере есть. Наверное, на первом месте стоит дошкольное образование, которое сегодня не обеспечено в полной степени квалифицированными людьми. Точно также не обеспечены квалифицированными специалистами такие важные направления, как обучение детей-инвалидов, дополнительное образование, работа по социальному развитию территорий.

Главная задача модернизации – это доступность современного качественного образования для всех. И когда мы говорим о малокомплектных школах, я всегда повторяю: во главу угла надо ставить не экономику, а то, можно в этой школе хорошо научить ребят или нельзя. И пока для ста процентов учеников не будут созданы хорошие условия обучения, мы будем недовольны.

С 2011 года стартует новая федеральная целевая программа развития образования. Надеемся, что в рамках этой программы мы сможем в ряде случаев поддерживать не только регионы, которые идут вперед, но и муниципалитеты. В том числе те, которые активно работают в области дошкольного образования, – сегодня это одна из самых больных проблем».

Первый вопрос, который был задан министру, касался того, сколько молодых людей поступило в прошлом году на бюджетное отделение в вузы. По словам Андрея Фурсенко, высшие учебные заведения на две трети заполнены бюджетниками. «Есть вузы, которые даже недобрали студентов на бюджетные места. Мы думаем о том, как помочь вузам стать сильнее, чтобы они могли сохранить педагогический состав. Но если у нас число абитуриентов упадет в полтора раза, то некоторые провинциальные вузы окажутся не обеспечены студентами. Оплачивать труд работников вуза, где нет студентов, конечно, мы не сможем», – подчеркнул министр.

На вопрос, будет ли повышена зарплата педагогов в Год учителя, министр ответил: «Главное, что мы сделали, – ввели понятие новой оплаты труда. Мы не можем дать денег школам, но можем добиться того, чтобы регион не снижал финансирование системы образования, несмотря на сокращение числа учеников. При этом мы должны думать о том, как создать новые возможности зарабатывания денег для учителей, создавать рабочие места в системе дополнительного образования. Работа учителя – это учить детей. Если детей в школах будет все меньше и меньше, мы не сможем всех обеспечить зарплатой. Учитель без учеников жить не может, иначе это не зарплата, а социальное пособие».

Владимир Кузнецов, председатель территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поинтересовался, когда же учителя получат дополнительное вознаграждение за классное руководство. И что делать, если оказывается силовое давление при переводе образовательных учреждений в автономные, хотя ряд школ к этому не готовы.

«Что касается вознаграждения за классное руководство, то 32 региона деньги получили, так как они подписали соответствующее соглашение, – ответил Андрей Фурсенко. – Остальные регионы не имели таких соглашений, поэтому деньги за классное руководство им пока не перечислены. Средства на это в федеральном бюджете предусмотрены, и они будут переведены, когда ответственность за перевод перенесут с упраздненного недавно Рособразования непосредственно на министерство.

По поводу второго вопроса: я не уверен, что для школ и ДОУ оптимальная форма – это автономное учреждение. Если у вас есть конкретные примеры давления, я готов вместе с вами разбираться и настаивать на том, чтобы этого давления не было».

Последний вопрос министру успел задать председатель Псковской областной организации профсоюза Юрий Андреев: «Вы обратили внимание, что число учеников сокращается значительнее, чем число учителей. Почему же аппарат управления в стране увеличивается, а не уменьшается пропорционально численности населения?»

– Сегодня у нас идет реорганизация двух агентств и министерства, наша объединенная численность уменьшится на 10-15 процентов. Это более ста человек. Кроме того, хочу заметить, что у министерства нет ни одного территориального органа. Я согласен с тем, что надо сокращать управленческий аппарат, но, если нет учеников, тогда надо думать, чем занять учителя.

В подарок от МГУ – курсы повышения квалификации

Президент РСР Виктор Садовничий отметил, что профсоюз – давний партнер Российского Союза ректоров. Эти две значимые общественные организации решают во многом похожие задачи. Кроме того, РСР выстраивает взаимодействие со студенческим координационным советом профсоюза.

«Безусловно, нас в первую очередь волнует качество образования, как средней школы, так и высшей. Учитель сейчас оторван от среды передовых научных знаний. В лучшем случае он может поехать в региональный институт повышения квалификации. По инициативе Союза ректоров, пока без государственной поддержки, МГУ проведет в этом году курсы повышения квалификации для тысячи учителей. Им будут читать лекции авторитетнейшие ученые, учителя походят на кафедры, увидят, что такое наука.

Вторая наша инициатива – съезды учителей по предметам. Такие съезды проходили во времена царской России, на них обсуждали последние достижения в сфере педагогики. В наших дореволюционных гимназиях готовили лучше, чем в любой другой стране. Для того чтобы поднять общую культуру преподавания по предметам, мы предполагаем в этом году провести съезд учителей-математиков, тоже на базе МГУ».

Также Виктор Антонович подчеркнул, что Российский Союз ректоров уделяет большое внимание развитию олимпиадного движения как среди школьников, так и среди студентов. Это необходимо для того, чтобы не только талантливые ребята поступили в вузы, но и талантливые ученые состоялись в науке. «Если говорить в целом, перед нами стоит одна задача: наращивать качество образования, это общая задача и для профсоюза образования, и для министерства, и для Союза ректоров», – заключил Виктор Антонович.

«Утрясти» нельзя, решить в законном порядке можно

Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала об итогах первого года проведения ЕГЭ в штатном режиме. Чуть более трех процентов выпускников не получили аттестаты об общем среднем образовании. Комиссия при Президенте РФ в декабре прошлого года подробно изучила итоги единого экзамена и внесла предложения по совершенствованию ЕГЭ. В частности, по результатам анализа вступительной кампании в вузы было решено ограничить возможность подачи документов – каждый абитуриент может направить заявление не более чем в пять вузов. Количество волн зачисления в высшие учебные заведение сокращено до двух, уточнены объемы целевого приема. В соответствии с изменениями, внесенными в нормативную базу, до 1 февраля 2010 года все вузы должны были опубликовать правила приема. «К сожалению, в правилах подавляющего большинства учебных заведений есть нарушения существующей нормативно-правовой базы. Я думаю, что требуется широкая разъяснительная работа», – подчеркнула Любовь Николаевна.

Первый вопрос, который был задан руководителю Рособрнадзора, волнует подавляющее большинство руководителей школ: сколько проверок должна принимать администрация школы в течение учебного года?

– Плановые проверки по той или иной тематике должны проводиться не чаще чем раз в два года. Сейчас идет работа над тем, чтобы совместить планы всех проверок, которые контрольно-надзорные органы проводят по отношению к своим объектам надзора, чтобы избежать лишних.

Ответ на второй вопрос – можно ли «утрясти» вопрос по лицензированию и аккредитации для Южного федерального университета – был встречен аплодисментами собравшихся.

«У меня есть мечта, чтобы у нас нормы и правила не допускали никаких вариативностей для контрольно-надзорных органов. С просьбой «утрясти» ко мне обращается огромное количество людей, но со мной ничего утрясать не надо, надо утрясать с нормами и правилами».

Когда желания не совпадают с возможностями

Александр Сафонов, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, вначале напомнил, к чему привели совместные усилия Правительства РФ и профсоюзов по повышению доходов бюджетников: «За последние три года нам удалось увеличить фонд оплаты труда в бюджетной сфере более чем в 2,7 раза. Переход на новую систему оплаты труда, по крайней мере на федеральном уровне, привел к тому, что средняя зарплата в бюджетных учреждениях впервые за всю постсоветскую историю превысила в среднем расчете аналогичные показатели по экономике – 24 тысячи 733 рубля. Что касается системы образования, то согласно мониторингу, который мы провели по подведомственным федеральным учреждениям, средняя зарплата составила 16 тысяч рублей – без внебюджетных средств».

Дальнейшее увеличение зарплат, по мнению замминистра, невозможно без повышения эффективности бюджетных расходов и реорганизации бюджетной сети: «Произошли серьезные подвижки в области внутренней миграции. Например, Дальний Восток потерял более 7 миллионов человек, они переехали в другие территории. То есть та бюджетная сеть, которая есть на сегодняшний день, территориально уже не совпадает с запросами населения. Это приводит к тому, что значительные средства нерационально тратятся на содержание избыточных площадей и мощностей. Без серьезной реструктуризации бюджетной сети невозможно изыскать дополнительные ресурсы. В противном случае надо будет увеличивать налогообложение.

Хотим мы того или нет, но в рыночной экономике жить невозможно, если зарплата напрямую не связана с трудозатратами. Если мы хотим быть конкурентной страной, мы должны выстраивать системы оплаты труда, которые четко увязывают вклад человека и соответствующий объем поступления денег. И нам необходимо очень жестко работать в этой части. Мы посетили 11 субъектов РФ, анализируя переход на новую систему оплаты труда. Я только в пензенской школе №48 увидел реальный трудовой договор, где четко обозначены обязательства работодателя: сколько он должен заплатить, и главное – за что он платит. Указана стоимость человека-часа, дополнительная нагрузка учителя и другие показатели. Все остальные трудовые договоры или положения по оплате труда, которые я видел, – это какая-то декларация, из которой вообще невозможно сделать вывод, за что человек получает зарплату. И к сожалению, мы часто сталкивались с тем, что такие положения были согласованы профсоюзной организацией. Наша общая задача – добиться того, чтобы положения по оплате труда были адекватны новому трудовому законодательству и требованиям НСОТ. Соответственно, крайне важен контроль и надзор со стороны профсоюзов.

Не надо надеяться, что на федеральный, региональные и муниципальные бюджеты неожиданно посыплется манна небесная. Еще раз подчеркну: повышение зарплаты в любой бюджетной организации связано, прежде всего, с эффективной работой соответствующего муниципалитета и субъекта РФ по оптимизации расходов не только в бюджетной сети, но и в целом по экономике. Без повышения производительности труда, без повышения эффективности использования бюджетной сети мы не сможем повысить фонд оплаты труда. Других источников у нас не только на сегодняшний день, но и в ближайшей перспективе быть не может».

Делегаты съезда задали заместителю министра много предметных вопросов, касающихся санаторно-курортного лечения, структуры минимального размера оплаты труда, оказания финансовой помощи регионам.

Татьяна Трошкина, председатель Свердловской областной организации профсоюза:

– Когда на уровне Российской Федерации было принято решение об увеличении МРОТ до 4330 рублей, у нас в области объем субвенции на зарплату в общем образовании был увеличен всего на 4 процента. В итоге МРОТ выплачивался за счет других выплат основному персоналу – за классное руководство, проверку тетрадей, а также за счет стимулирующего фонда. Были ли учтены эти дополнительные расходы при расчете бюджетной обеспеченности субъекта? Кроме того, на сегодняшний день есть судебные решения о том, чтобы не включать в МРОТ компенсационные выплаты, например региональный коэффициент. Будут ли в связи с этим внесены изменения в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ?

– Что касается первого вопроса – да, при расчете МРОТ было учтено положение каждого субъекта РФ и перечислены соответствующие субвенции. Но к сожалению, в рамках Бюджетного кодекса эти деньги не носят окраски, то есть субъекты уполномочены распределять их в зависимости от своих собственных решений.

А судебная практика в определении структуры МРОТ абсолютно неоднозначна. Есть решения как в одну сторону, так и в другую. Но у нас есть договоренность с Государственной Думой в лице Комитета по труду и социальной политике, что мы начнем работать над поправками в Трудовой кодекс, которые дадут более четкие определения, что такое зарплата, какова ее структура, и это позволит нам снять проблемы неоднозначного толкования 129-й статьи ТК.

Был задан вопрос и о возможности приравнять МРОТ к прожиточному минимуму, отвечающему реальным потребностям человека. «Вопрос увеличения МРОТ всегда стоял и стоит на повестке дня, – ответил Александр Сафонов. – В Генеральном соглашении, которое заключается между профсоюзами, работодателями и Правительством РФ, будет заложена задача повышения МРОТ до прожиточного минимума. Вопрос в динамике, потому что повышение минимального размера оплаты труда связано с ростом безработицы».

Кто подставит плечо муниципалитетам?

Вячеслав Володин, заместитель председателя Государственной Думы, секретарь президиума генерального совета партии «Единая Россия», предложил сразу перейти к вопросам, чем профсоюзные лидеры не преминули воспользоваться. Вице-спикеру пришлось выдержать мощный шквал вопросов, которые касались судьбы коммунальных льгот для сельских учителей, строительства жилья для работников вузов, возможности замены НСОТ на более эффективную систему оценки труда и даже отношения Вячеслава Володина к сериалу «Школа».

Людмила Кузнецова, председатель Нижнетагильского городского комитета профсоюза, говорила о том, что наболело: «Многим становится ясно, что наступает разрушение единого образовательного пространства, так как государство все дальше уходит от ответственности за финансирование общего образования. Нижний Тагил серьезно пострадал от финансового кризиса, бюджетная сфера региона не выдержала расходов и все свалила на муниципалитет. Если область говорит, что средств нет, значит, Федерация должна помочь бюджетникам. У нас сегодня в дошкольном образовании катастрофа: на выплату зарплаты педагогам средств хватит на 9-10 месяцев, на оплату пожарной сигнализации денег нет, поэтому она не работает. Мусор не вывозится, его в пакетах уносят работники детских садов. И главу города мы обвинить не можем – она сама пришла из образования, и ее поставили в такую драматическую ситуацию. Может ли федеральная власть взять ответственность за дошкольное образование?»

– Свердловская область входит в федеральную целевую программу поддержки моногородов, – сказал Вячеслав Володин. – И те деньги, которые у нас остались в резервном фонде, расходуются в том числе на поддержку Нижнего Тагила. А было время, когда у Свердловской области профицит бюджета составлял 15 миллиардов рублей в год. Дыры мы залатаем, и фонд оплаты труда меньше не будет. Но наша экономика не так конкурентоспособна, как экономика других стран. И до конца этого года резервный фонд, из которого сейчас выделяются деньги на зарплату, будет исчерпан. Если ситуация в экономике не изменится к лучшему, мы будем вынуждены делать заимствования, чего не было с 2000 года. Модернизация экономики невозможна без модернизации образования. Это вопрос стратегический.

По словам вице-спикера, федеральный центр поможет регионам решить те проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно, но за состояние дел в образовании должны отвечать и местные власти. «Что касается бюджетников, индексация зарплаты в этом году, скорее всего, состоится, мы этот вопрос держим на контроле, однако уходить от вопроса об ответственности местных и региональных чиновников мы не будем».

Низкий поклон педагогам

Под занавес слово было предоставлено председателю Комитета Госдумы по образованию Григорию Балыхину. Григорий Артемович рассказал о судьбе двух законопроектов, волнующих сегодня профсоюз, первый из них – о передаче полномочий по установлению мер социальной поддержки сельских педагогов на уровень регионов: «К сожалению, придется этот закон принимать, так как регионы уже получили средства на работу с аварийным и ветхим жильем в рамках реформы ЖКХ. Нынче этот проект закона направлен в Российскую трехстороннюю комиссию. Что касается законопроекта о бюджетных, казенных и автономных учреждениях, то сегодня мы готовим его ко второму чтению и стараемся учесть все те замечания и предложения, которые поступили от общественных организаций, в том числе от профсоюза и Российского Союза ректоров».

Затронул Григорий Балыхин и животрепещущую тему студенческих стипендий. К высшей школе, по его словам, сегодня такой подход: не повышать размер стипендий, но увеличивать стипендиальный фонд и дать возможность самим вузам увеличивать стипендии в зависимости от успехов студентов в учебе и общественной деятельности. «Что же касается стипендий учащихся техникумов, ПТУ и колледжей, наш Комитет предлагает сначала повысить стипендию как минимум в два раза, а потом, года через два, добиться повышения стипендиального фонда. У нас студент вуза получает 1100 рублей, а студент техникума, ПТУ и колледжа – 400 рублей. Где справедливость? Тем более что в эти учебные заведения часто идут ребята из малообеспеченных семей». Григорий Балыхин попросил профсоюзных лидеров поддержать эту инициативу комитета.

Ему был задан только один вопрос: справедливо ли то, что в предыдущие четыре года десять тысяч лучших учителей России получали по сто тысяч рублей, а в Год учителя тысяче учителей будет выделено по двести тысяч?

– Было проведено несколько совещаний на высоком уровне по этому вопросу, но мои попытки оставить все, как было, не дали результата. Действительно, отметить десять тысяч или тысячу учителей – большая разница. При формировании бюджета на следующий год я буду опять об этом говорить. Тем более что бюджет Рособразования, который перейдет министерству, составляет 380 миллиардов рублей. И экономия в 800 миллионов не ощутима.

Григорий Артемович также поблагодарил профсоюз за его работу: «В 90-е годы, в условиях многомесячных долгов по зарплате, подавляющее большинство педагогов не покинуло нашу отрасль. За это вам нижайший поклон и огромная благодарность».

В заключение встречи Галина Меркулова отметила, что по ее итогам можно сделать вывод: у руководителей образования, представителей государственной власти есть желание вести диалог с профсоюзом, каким бы сложным он ни был.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте