search
main
0

Лицо как символ В помощь практическому психологу

Знаем ли мы своих детей? Или своих учеников? А вообще, знаем ли мы себя самого? Существует множество всевозможных тестов, как по конкретному рисунку (дома, пейзажа, животного и т.д.) определить характер человека. Но далеко не все они имеют под собой научную основу. Мы предлагаем вам одну из профессиональных разработок в этом направлении.

Цель методики. Определение индивидуальных особенностей личности ребенка.
Порядок проведения. После того как рисунок завершен, исследователь должен спросить у ребенка, все ли он нарисовал, а затем перейти к заключительной беседе, которая строится на основании рисунка, его особенностей и анализа элементов, в процессе которой исследователь может прояснить все неясные моменты рисунка. С помощью беседы, благодаря выражению испытуемым отношений, чувств, переживаний, исследователь может получить уникальную информацию, касающуюся актуального эмоционального, психологического состояния испытуемого. Беседа может включать вопросы: кто этот человек? где он живет? есть ли у него друзья? чем он занимается? добрый он или злой? на кого он смотрит? кто смотрит на него?
Запись. Все вопросы, реплики, стирания и дополнения рисунка, а также время рисования фиксируются в протоколе.
Интерпретация. Строится на последовательном анализе следующей информации:
1) кто изображен;
2) что он делает в данный момент, по словам автора;
3) пропорциональность фигуры и особенности изображения отдельных частей, расположение на листе;
4) декорирование и окраска;
5) наличие дополнительных аксессуаров;
6) качество линий (нажим, равномерность и пр.);
7) о чем говорил ребенок при беседе.
Образ тела на рисунке чутко реагирует на воздействие раздражителей, нарушающих ровное течение эмоциональной жизни ребенка. Поэтому в рисунке человеческой фигуры будут символически отражаться проблемы, возникшие в результате осознания ребенком своих чувств. Таким образом, рисунок становится глубинным портретом личности. В соответствии степени расстройства и образа тела, в его графическом представлении, может стать отличным от нормальных и общепринятых представлений – от небольших отклонений в деталях до полного разрушения. Среди наиболее распространенных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, отсутствие человека на рисунке, поразительно неуместные детали, стирание только что нарисованной человеческой фигуры, застывшие роботоподобные фигуры. Такие случаи могут наблюдаться в рисунках детей с серьезными расстройствами нервной системы.
Невротичное поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто – в нижней части листа, с крошечными ступнями; или властная фигура одного из родителей преувеличенных размеров. Эти качества могут выражаться и в чрезмерной штриховке, в откровенном изображении гениталий, в сокрытии генитальной области, в спутанной сексуальной роли, в акцентировании внимания на руках или упущении рук или кистей, в изображении темных облаков и затемненного солнца.
Символическое значение фигуры человека
Та или иная часть тела имеет символическое значение, которое учитывается при интерпретации.
Голова – символ интеллектуальной сферы, особенно лоб. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорции головы и туловища – это отношение между физическим и духовным в ребенке. Изображение на голове чего-либо, например шляпы, ≈ символ защиты от воздействия внешнего мира.
Лицо – символ сферы общения. Ребенок, имеющий проблемы в общении, рисует черты лица нечетко, не рисует их, совсем зачерчивает лицо или рисует его в последнюю очередь. Если все детали лица хорошо прорисованы – это знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе. Красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей рисовальщика, женственности у девочек – признак половой идентификации.

Уши – если они есть, обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.
Глаза – большие, с прорисованными зрачками или без зрачков, с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги.
Рот – если он открыт – признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитно-оборонительный характер.
Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.
Нос – отдельно не интерпретируется. Недостающие части лица могут указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.
Шея – контроль за своими проявлениями, степень их произвольности. Длинная шея может обозначать любопытство.
Руки – символ активности и общения. Руки расставлены в стороны – признак общительности. Руки спрятаны, прижаты к телу, в карманах или за спиной – необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением. Пальцы растопырены – неудовлетворенность своим положением. Если пальцы тщательно прорисованы – у ребенка есть способность к управлению и преобразованиям. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии. О том же говорят руки, поднятые вверх. Тело, нарисованное без рук, обозначает пассивность.
Торс – представление ребенка о физическом облике человека. Если хрупкий ребенок рисует сильного, мускулистого человека, это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Если сильный ребенок рисует хилого, то, возможно, это признак ассоциации с неким переживанием из прошлого опыта. Если прорисован пупок маленьким ребенком – это признак эгоцентризма, если ребенком старшего возраста – это признак инфантильности или стремления уйти в себя. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.
Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль – это признак устойчивости, уверенности в себе. Если таким образом, что пальцы стоп обращены к наблюдателю или стоп нет вовсе, то это обозначает чувство неуверенности. Линия платья также является символом опоры.
Графическое выражение чувств безопасности и незащищенности
Неуверенные в своей безопасности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь малую часть доступного пространства. Напротив, хорошо приспособленные дети, с чувством безопасности, рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от подавляющей тревожности.

Отсутствие рук
В рисунках детей старше 6 лет это может символизировать робость, пассивность или интеллектуальную незрелость. Подобный факт очень необычен для 10-летних детей более 90 процентов которых рисуют руки.
Некоторые исследователи пришли к выводу, что отсутствие рук является одним из четырех признаков, которые идентифицируют плохую приспособленность у детей в возрасте между 5,3 и 6,5 года. Три других указателя – это отсутствие тела, отсутствие рта и гротескность рисунка. Если руки просто спрятаны, это интерпретируется как выражение чувства вины.
Акцентирование на руках и пальцах
Если рисунок – автопортрет, преувеличенный размер рук расценивается как символ агрессивных тенденций. Когда рисунок представляет родителя или воспитателя, акцентирование на руках может указывать на выраженную данным лицом или ожидаемую от него агрессию.
Маленькие, неустойчивые ступни
Частая особенность рисунков детей с чувством незащищенности – это неустойчивость фигуры, готовой упасть из-за слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и полноценному умственному развитию.
Сокрытие области гениталий
Подобное положение человеческой фигуры часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет перед центральной частью своего тела. Перед нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты. Другая девочка на рисунке своей семьи, где каждый был чем-то занят, нарисовала себя лежащей в кровати, обособленно от других персонажей, нижняя половина ее тела была прикрыта одеялом.
Эти особенности, по-видимому, являются выражением целомудрия, если только они не связаны с нарушениями поведения.
Спрятанные руки в рисунках детей иногда интерпретируются как выражение чувства вины, являющейся результатом мастурбации.
Откровенное изображение гениталий
В рисунках предподросткового возраста половые различия символически выражаются длиной волос, изображением ресниц, украшений, одежды – в рисунке женской фигуры и более короткими волосами (даже в наше время), наличием оружия, трубки (сигареты), галстука – в рисунке мужской фигуры. Увидеть гениталии на детском рисунке настолько необычно, что их присутствию может быть приписано большое значение. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от 6 до 12 лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения, надо полагать, в том, что развитые не по годам дети осведомлены о высокой эмоциональной ценности, заключенной в половых органах. Операция удаления грыжи или обрезание после младенчества могут вызвать страх кастрации. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий – а в большинстве из них были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), – это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, нормально развиваться и хорошо приспосабливаться.
Спутанная сексуальная роль
Для маленьких детей наибольший интерес представляют люди. Поэтому неудивительно, что большинство детей предпочитают рисовать людей. Этот факт был отмечен исследователями во многих странах в этом и прошлом столетиях. Другое важное наблюдение заключается в том, что, когда их просят нарисовать человека, дети обычно склонны изображать человека своего пола.

Из этих данных можно сделать два вывода. Во-первых, поскольку доминирующей тенденцией является изображение человека, то отказ от этого и рисование неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный поступок, возможно, связанный с некоторыми отклонениями психики, предполагающими трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность – аутизм. И во-вторых, поскольку подавляющее большинство маленьких детей склонны рисовать людей своего пола, предпочтение изображения фигуры противоположного пола предполагает вероятность наличия спутанной сексуальной роли, отказа принять сексуальную роль, соответствующую своему биологическому полу.
Объяснить такой необычный выбор можно рядом причин. Уход за детьми, которые воспитываются в учреждениях типа интернатов или долгое время проводят в больницах, по традиции осуществляется исключительно женским персоналом, не имеющим никакой возможности обучать их мужскому образу действий. Мальчики в своей семье, но под влиянием доминирующей матери, или девочки в семьях, где отец является тираном, а мать униженно и пассивно подчиняется, могут идентифицировать себя с более внушительным родителем. Кроме того, существуют дети, которые без какой-либо очевидной причины уже в дошкольном возрасте проявляют необыкновенный интерес к тому, что культурой предназначено противоположному полу. Девочка-сорванец обычно не так беспокоит родителей, как мальчик, который примеряет женскую одежду и играет с куклами вместо машинок и солдатиков. Решающим для полового становления, вероятно, является возраст от 3 до 6 лет. С началом созревания изображение человеческих фигур отражает психосексуальную ориентацию ребенка все более явно. Сперва половые различия будут выражены длиной волос. Позже появятся различия в одежде, хотя брюки сегодня несколько запутывают ситуацию. В женских персонажах, изображенных девочками предподросткового возраста и юными девушками, появляются различия в контуре тела, а также особое внимание к глазам, украшениям и прическе. Изображая мужские фигуры, мальчики часто пытаются показать их в движении, некоторые персонажи могут быть снабжены оружием, сигаретами или другими предметами, относящимися к символике пола. Вопреки тому, что делают маленькие дети, девочки-подростки могут рисовать мужскую, а не женскую фигуру. Это происходит довольно часто – вследствие интереса к противоположному полу.
Многочисленные исследования показали, что процесс созревания (развития) представлений мальчика о мужественности затормаживается в тех семьях, которые остались без отца или где отец есть, но не имеет авторитета в семье.
Разрозненные части тела
Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу, – явное отклонение от нормы, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют цельную фигуру. Даже в том случае, если рисунок человека состоит только из головы, ребенок поместит черты лица внутри основного круга, не рассеивая их бессистемно вокруг. Позже, на стадии “головонога”, когда ребенок изображает человека, состоящего из головы и исходящих непосредственно из нее конечностей, – из этих составляющих тоже создается целое. Отказ создать целостный рисунок отмечается у детей с серьезными нарушениями и является показателем дезорганизации их личности. В ходе лечения рисунки обычно сохраняют. И чем оно успешнее, тем больше заметно на более поздних “творениях”, что разрозненные части изображения как бы собираются в одно целое.
Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки
Одинаковые, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Это нарушение может принимать разные формы. Наиболее типичная из них – низкая успеваемость в школе даже при объективно высоких способностях. Истоки проблемы, как правило, в напряженной ситуации в семье.
Чрезмерная штриховка
В рисунках тревожных детей неоднократно наблюдалось акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части – лица, нижней части тела или, более конкретно, области гениталий.
Аналогичные результаты были получены при исследовании рисунков подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников в возрасте, близком к периоду скрытой сексуальности (работа К. Маховер). Для детей, прошедших этот этап, т. е. старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны.
Рисунки без людей
Дети рисуют то, что для них наиболее привлекательно. Человек был и остается любимым предметом их творчества. Это наблюдение, сделанное во второй половине XIX столетия, по-прежнему верно и в наше время технологических чудес. В процессе становления интеллекта и личности ребенка нарисованный человек, конечно, меняет свой облик. Но этот образ остается любимым, центральным в рисунках, которые могут также включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, облака, по крайней мере на протяжении периода скрытой сексуальности.
Исключение из рисунка фигуры человека для маленького ребенка настолько нетипично, что такой факт позволяет сделать предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях в его семье.
Темные облака и заштрихованное солнце
Хорошо приспособленные к среде дети могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно – в одном из верхних углов листа, в форме дуги или окружности. Исходящие из нее линии символически представляют лучи, а солнце при этом может иметь лицо и улыбаться.
Лишь иногда дети добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. И если это так, возможно, ребенок чувствует себя несчастным.
Из книги
Р. РИМСКОЙ и С. РИМСКОГО “Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других”. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1998

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте