Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Лицейская газета. Школа реальных дел

УГ - Москва, №34 от 22 августа 2017. Читать номер
Автор:

​В мае 2017 года в Москве на площадке центра «Благосфера» прошла итоговая конференция ежегодного конкурса проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел». Одним из мероприятий стала презентация журнала о конкурсе «Школа реальных дел» как результат работы детских пресс-центров школ Москвы и регионов. В это событие внес свой вклад и пресс-центр лицея №1575, являющийся ресурсной площадкой «Издательский центр» межрайонного совета директоров №33.

Заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Любовь Николаевна Самборская очень точно охарактеризовала «Школу реальных дел»: «Это точка притяжения самых умных, креативных и талантливых».Мы знаем, что слово «школа» ведет свое начало от греческого , что означает «досуг, свободное времяпровождение». Позже это слово стало означать «учебные занятия», «беседа философов». Но есть одна красивая версия происхождения этого слова, связанная с именем чешского мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского. Он разработал свою знаменитую идею всеобщего обучения на родном языке и дал ей название SCHOLA, составленное из первых букв девиза «Sanienter Cogitare, Honeste Operare, Loque Argute», что в переводе означает: «Мудро мыслить, благородно действовать, умело говорить». Действительно, сегодня мы говорим, что школа – это тот институт, который должен обучать в действии и учить действовать. А действие – это реальные дела (одно из значений слова «реальный» – «жизненный, действенный»), занятия не для развлечения, не пустяк, не забава, а полезная деятельность. Слово же, по образному выражению Солона, древнегреческого мудреца и поэта, есть образ дела. А это значит, что словом и делом надо владеть в равной степени.Умение работать со словом, помогать человеку высказать то, что он думает, рассказать о его деле – это то, чему учат юных журналистов. Издательский центр лицея имеет опыт работы с 2006 года. За это время через кружок «Юный журналист» и одноименный клуб прошло немало умных, талантливых, увлеченных детей. Авторы публикаций и те, кто делает газету «ЛицеисТы» и приложения к ней («В паутине финансов», «От мини-гольфа к большому гольфу», «NANOгазета», «Welcome to the world of the IB»), приобретают начальные профессиональные навыки, печатаются в московских и российских изданиях на гонорарной основе, поступают в ведущие вузы России по специальности «журналистика».Газета «ЛицеисТы» имеет тираж 1000 экземпляров, зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Основные жанры, в которых пишут юные авторы, – репортажи о событиях (лицейский бал, экскурсии, посещение театральных постановок и концертов, конференции проектных и исследовательских работ, участие в российских и международных конкурсах проектов и исследований, салонах и выставках изобретений и изобретателей, международных научных школах и т. п.), авторские колонки о проблемах, волнующих школьников (межличностные отношения, способы снятия стресса), интервью с учителями, педагогами вузов, представителями сфер культуры, власти, бизнеса и производства, социологические опросы на актуальные темы, фоторепортажи, очерки о событиях в районе Аэропорт, Северном округе, родном городе.Аудитория издания смешанная. Это лицеисты, их друзья и родители, учителя лицея и партнеры нашего учебного заведения – образовательные учреждения межрайона, представители тех вузов и организаций, которые мы хотим информировать о своей жизни и своих достижениях. Газета находится в открытом доступе: ее номера размещаются на стойках прессы в лицее, а также на официальном сайте. За период своего существования редакционный коллектив успешно участвовал в престижных конкурсах.Дети и подростки в возрасте 12-16 лет испытывают огромную потребность в творческом общественно полезном проявлении своей индивидуальности, они стремятся определиться в общественных отношениях. Лицейская газета стала настоящей школой сетевого взаимодействия.Сетевой характер взаимодействия приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий, объединение ресурсов приносят свои плоды. Появляются особые отношений между участниками, возникают многочисленные социальные связи, контакты. Появляется возможность заявить о себе, осознать свою нужность другим и причастность к общему делу.Журналистская группа газеты не раз приглашалась в качестве репортеров для информационного освещения культурных, патриотических, научных, социально значимых мероприятий в округе и городе.На плечах юных журналистов лежит и важная социальная миссия. Так, например, они обеспечивают информационное сопровождение тренировок спортсменов межрегиональной спортивной общественной организации инвалидов «Вектор». Главная цель этого объединения – спортивная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими высоких результатов на российских и международных соревнованиях.Этот опыт очень помог им в рамках конкурса «Школа реальных дел». Там перед юными журналистами встала задача создания образовательных 3D-пособий для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом специфики основным исполнителем проекта стала команда из инженерного класса лицея – именно она взялась за разработку кейса «Создание пособий для слабовидящих детей с помощью 3D-принтеров». Будущие журналисты с радостью присоединились к этой команде.Со свойственной им заинтересованностью лицейские юнкоры решили досконально разобраться в проблеме. Для этого они вызвались поучаствовать во встрече директоров и педагогов интернатов для обучения и реабилитации слабовидящих и слепых детей, представителей Экспертно-консультационного совета родительской общественности и кураторов ученических команд по этому социально значимому кейсу. Они брали интервью о процессе работы над пособиями у старшеклассников лицея и освещали защиту проекта на финале конкурса «Школа реальных дел».Одна из притч рассказывает, что принцип бумеранга в жизни работает безотказно: сделал добро – оно непременно вернется к тебе. Круговороту добра нельзя дать остановиться. Эту мысль стараются донести до читателя юные журналисты, когда рассказывают об экологической акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе» в рамках федерального партийного проекта «Экология России», которая призвана повысить уровень осведомленности молодого поколения в вопросах экологии и стимулировать активность в решении проблем охраны окружающей среды.Мастерство и профессионализм оттачивались во время посещения мероприятий Московского международного салона образования. Группа лицейских журналистов собирала материал и готовила выпуски новостей. Главным мероприятием первого дня стал Всероссийский семинар-совещание для работников органов региональной исполнительной власти в сфере образования и директоров региональных центров дополнительного образования детей «Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование», спикерами которого выступили О.Ю.Васильева, министр образования и науки Российской Федерации, и В.Ш.Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Юнкорам лицейской газеты посчастливилось взять короткое интервью у Ольги Юрьевны Васильевой и министра образования и науки Республики Таджикистан Нуриддина Саида о перспективах развития образования в России и расширении международного сотрудничества.Еще одной значимой встречей на салоне стало знакомство с митрополитом Иларионом, которого представил заместитель министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов во время посещения стенда Юношеского пресс-центра. Иерарх Русской православной церкви в беседе затронул тему значимости для каждого выбора своего жизненного пути. На вопрос юных корреспондентов о том, что, по его мнению, способствует формированию интересов у подростков в сфере профориентации, его высокопреосвященство ответил: «Прежде всего каждый молодой человек должен осознать свое призвание. Есть люди, интересующиеся гуманитарными науками, есть люди, призванные к точным наукам, есть люди, которых академическая наука не интересует вообще. Им интересны технические специальности или вспомогательные профессии. Без понимания своих склонностей и интересов невозможно выбрать профессию, которая станет делом жизни».Реальное журналистское и издательское дело еще за школьной партой позволяет осваивать необходимые профессиональные навыки, приходить к успеху и вещественному результату.И.Гете принадлежат слова: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует». Испробовать и использовать свои силы можно только в реальном деле, и столица, без сомнений, предоставляет такие возможности своим юным жителям.Наталья ТАРАНЕНКО,руководитель оргкомитета конкурса «Школа реальных дел»;Ирина МАКАРКИНА,руководитель клуба «Юный журналист» лицея №1575


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту