Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Лицей, которым по праву гордится Москва

УГ - Москва, №45 от 10 ноября 2009. Читать номер
Автор:

19 октября 1811 года распахнул свои двери Царскосельский лицей. Профессор Александр Куницын сделал такое «Наставление воспитанникам»: «Образование ваше доныне было одним из важнейших занятий родителей ваших. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Сии наставления покажут вам существо гражданских обязанностей.

Главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель. Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них правилом.

Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность… Но если порочные склонности владели его сердцем, то он ослабит гражданские добродетели и без умысла сделается врагом общества. Ни заслуги его предков, ни отличные дарования не защитят его перед ликом правосудия.

Жалким образом обманется тот из вас, кто, опираясь на знаменитость своих предков, вознерадеет о добродетелях, увенчавших имена их бессмертием.

Почести без заслуг, отличие без дарования, украшения без добродетели наполняют горестью благородное сердце.

Лучше остаться в неизвестности, нежели прославиться громким падением. Так думали и действовали древние россы, прославленные веками; вы должны последовать их великому примеру. Вы ли не будете приготовляться служить Отечеству? Вы ли захотите смешаться с толпою людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!

Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает беспорочную совесть, сию кротость, которая изображает спокойствие души, необуреваемой сильными страстями, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличным талантам…

Да будет окончание вашего образования столько же торжественно, как и начало оного!

Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно».

1 сентября 1989 года в Москве принял своих учащихся лицей при Московском энергетическом институте, который старается продолжать и приумножать лучшие традиции лицейского образования. В этом году лицей МЭИ отпраздновал свое двадцатилетие.

Татьяна ГУМЕННИК, директор Московской международной гимназии, заслуженный учитель РФ, член Центрального правления РАСООН и член Координационного совета ассоциированных школ ЮНЕСКО:

– С Владимиром Львовичем Чудовым мы знакомы очень много лет – они с моим мужем писали диссертацию у одного и того же руководителя. Потом прошло время, и мне, директору школы, предложили познакомиться с коллегой – директором нового и интересного учебного заведения. Когда я приехала в лицей (тогда он был еще школой), то увидела давно известного мне Владимира Львовича. С тех пор мы дружим еще теснее, а наши учебные заведения сотрудничают по мере возможности.

Это очень интересный лицей, где ребятам дают знания высокого уровня, определяя их судьбу. С другой стороны, тут воспитывают настоящих патриотов, граждан России, поднимая их на очень большую высоту.

Владимир ЧУДОВ, директор лицея №1502 при МЭИ:

аш лицей (ранее школа №1027 энергофизического профиля при МЭИ) организован по инициативе Московского энергетического института, которая была поддержана Перовским районным отделом народного образования, как школа для старшеклассников 10-х и 11-х классов, мотивированных на дальнейшее обучение в техническом вузе. Лицею было предоставлено здание школы-новостройки. Мы получили значительную поддержку от органов образования, но особый вклад был внесен МЭИ, который отнесся к проблеме создания школы при вузе как к первостепенной по важности задаче.

В это время в МЭИ был организован факультет довузовской подготовки, определены кафедры, которые обеспечили лицей педагогическими кадрами и методической поддержкой учебных курсов. На каждом факультете шла работа по оснащению лицея методиками и оборудованием для ведения профориентационной работы. Лицей получил возможность использовать фактически всю инфраструктуру МЭИ: спорткомплекс, бассейн, спортивно-оздоровительные лагеря в Фирсановке и Алуште, типографию и многое другое. Со стороны МЭИ была оказана существенная финансовая помощь. Надо отметить, что серьезные партнерские отношения (а в процессе развития лицея они совершенствовались) сохранились до сих пор.

Нам была предоставлена достаточно большая свобода в составлении учебного плана, который учитывал запросы вуза-партнера в построении курса физики, математики, информатики, химии. Однако мы хотели уйти от жесткой физико-математической школы. Изначально у нас было увеличено количество часов, отведенных в учебном плане на изучение иностранного языка (до трех в неделю) и физической культуры (до четырех в неделю в 11-м классе).

В 1992 году мы открыли первый девятый класс с углубленным изучением иностранного языка. Это оказалось очень востребованным учащимися и их родителями, количество 9-х классов стало увеличиваться с каждым годом, расширяя возможности профилизации обучения.

Значение профилизации для лицея определяется тем, что, с одной стороны, она предоставляет детям возможность выбора собственной образовательной траектории, с другой – соответствует образовательному заказу МЭИ. В настоящее время при трехгодичном обучении (9-11-е классы) набор осуществляется в классы с углубленным изучением физики и математики, информатики, иностранного языка, классы экологического и экономического профиля, а также общелицейский. При двухгодичном обучении (10-11-е классы) учащийся может выбрать класс с углубленным изучением информатики или иностранного языка либо общелицейского профиля.

В том же 1992 году мы начали сотрудничать с Чтецким отделением Московской государственной филармонии, организовали преподавание предметов по выбору (так называемых элективных курсов). Эта система эффективно действует и по сей день и очень полезна для общего культурного развития учащихся. Наши усилия в гуманизации и гуманитаризации лицейского образования были отмечены грантом Сороса II степени.

С первых лет работы лицея самое пристальное внимание мы уделяли спортивно-оздоровительной работе, много занимались валеологией, разработали программу, позволяющую индивидуализировать нагрузки учащихся на уроках физической культуры, внедрили компьютерное тестирование основных параметров физического развития и достижений учащихся, создали условия для специализации на уроках физической культуры (аэробика, атлетизм, баскетбол, волейбол). Сегодня к этому добавилось и плавание в бассейне, построенном на территории лицея. Очень большая работа проводится с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: организованы занятия, которые проводит инструктор по лечебной физкультуре с учетом специфики заболевания ребенка. Это позволяет каждому ученику улучшить свое физическое состояние, приобщиться к здоровому образу жизни, почувствовать себя на уроке физической культуры комфортно вне зависимости от уровня общефизического развития и отношения к спорту.

Не менее важен учет индивидуальных возможностей и при освоении других учебных предметов, поэтому на протяжении многих лет мы внедряем разноуровневое обучение по иностранному языку, информатике и другим предметам. Дифференцированный подход создает благоприятные условия не только для тех учащихся, которым повышенный уровень образования сложен, но и для тех, чьи способности значительно выше среднего. Очень перспективным оказалось включение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности, активизирующей познавательные и творческие возможности учащихся и способствующей более ранней их социализации.

Развитие проектно-исследовательской работы послужило основой для проведения на базе лицея научно-практической конференции школьников по математике, физике, информатике, экологии, химии, участниками которой становятся как московские школьники, так и приезжающие из разных городов России и СНГ. Ежегодная конференция, которая в этом году будет проводиться уже в 19-й раз, – это прекрасная возможность реализовать свои научные интересы и исследовательские способности для наиболее продвинутых детей, однако свою задачу мы видим в более широком вовлечении в самостоятельное научно-практическое исследование лицеистов, поэтому 4 года назад организовали лицейскую конференцию по физике «Ахилл и черепаха».

Одной из нерешенных нами проблем в области работы с одаренными детьми остается подготовка учащихся к участию в олимпиадах высокого уровня. Хотя у наших учеников есть отдельные успехи даже на всероссийском туре предметных олимпиад, это не может носить системного характера, учитывая быструю ротацию учащихся в лицее (обучение в течение 2 или 3 лет). Мы ищем решения этой задачи в дальнейшей индивидуализации образовательных траекторий наших учащихся.

Большим достижением лицея за прошедшие годы следует считать создание подготовительных структур – межшкольного факультатива и автономной некоммерческой организации школы «Импульс». Здесь мы видим не только решение сугубо прагматической задачи ликвидации пробелов в знаниях учащихся и подготовки их к повышенным требованиям лицейской программы, но и интересные перспективы более раннего выявления и развития учебных (с точки зрения олимпиад, например), спортивных и творческих задатков.

2002 год для нас был ознаменован получением Премии Президента РФ в области образования за научно-практическую разработку «Лицей как профильная школа в системе интеграции школа-вуз», чему предшествовала огромная работа по осмыслению и обобщению накопленного опыта работы. После этого я постоянно задаю себе вопрос: можно ли считать нас профильной школой? В самом деле, какие концептуальные требования надо предъявлять к себе, взяв на себя подобные обязательства, могут ли быть одним из критериев идентификации школы как профильной результаты поступления выпускников в высшие учебные заведения?

Итоги прошлого учебного года в этом отношении очень показательны: из 221 выпускника лицея 2009 года в МЭИ поступили 145 человек, в МГУ, МИФИ, МФТИ – 18, в другие технические вузы – 27, в военно-технические – 4, в экономические и финансовые – 15, в медицинские – 2, в гуманитарные – 10. Таким образом, 194 выпускника (88%) выбрали естественно-научные и технические специальности, что позволяет говорить об определенной направленности, то есть профильности, даваемого в лицее образования.

В связи с этим интересен и анализ результатов сдачи выпускных экзаменов в формате ЕГЭ за 2009 год. Помимо обязательных русского языка и математики экзамены по выбору распределились следующим образом: физика – 199 человек, обществознание – 59, английский язык – 39, информатика – 22, история – 10, биология – 7, химия – 6, география и литература – по 3. Как видим, спектр достаточно широкий, однако частотность выбора существенно различается, что невольно может спровоцировать школу на концентрацию усилий лишь на нескольких наиболее значимых для выпускников предметах. А это явно противоречит самой идее общего среднего образования. Значимость оценки по ЕГЭ слишком велика, так как ею определяется возможность продолжения образования и профессиональной подготовки. Таким образом, ЕГЭ из тактической задачи превращается в стратегическую и претендует на определяющую роль в ответе на вопрос «Чему учить?», перенося центр тяжести на несколько (4-5) школьных предметов. Ученический и педагогический потенциал нашего лицея достаточен, чтобы не сужать образовательного пространства учащегося, однако это не умаляет значимости обозначенной проблемы.

Серьезные вопросы вызывает и организация, и обоснованность критериев оценки ЕГЭ по различным предметам. К примеру, оценки по русскому языку за ЕГЭ в основном соответствуют итоговым, по математике расхождение значительно больше, а по физике результаты существенно ниже. И это касается не только нашего лицея, проблема общегородская! И тут много вопросов: почему физика в формате ЕГЭ так отпугивает абитуриентов, кто же будет учиться в технических вузах?

Двадцатилетний юбилей лицея, разумеется, прежде всего повод рассказать о достижениях лицея, однако жизнь ставит перед нами все новые проблемы. Залог успешного их разрешения вижу в созданном в лицее уникальном педагогическом коллективе, объединившем школьных учителей и вузовских преподавателей, который сумеет найти достойный ответ на все вызовы нашего времени благодаря своему высокому профессионализму и преданности делу. Подтверждением этому служат и 5036 выпускников лицея за прошедшие 20 лет, и высокие награды, полученные нашими учителями, среди которых 6 заслуженных учителей РФ, 9 лауреатов Премии Президента РФ, 25 отличников народного просвещения и почетных работников общего образования, 10 победителей конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 4 победителя конкурса лучших учителей Москвы, 20 лауреатов гранта Москвы и 18 – гранта Сороса. Все это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом, но в то же время накладывает высокую ответственность и побуждает к постоянному поиску нового и осмыслению своего места в образовательной системе Москвы.

Сергей СЕРЕБРЯННИКОВ, профессор, доктор технических наук, ректор Московского энергетического института (технического университета):

как-то раньше не очень задумывался о том, что лицей, к счастью, состоялся задолго до того, как история круто развернула всю страну. Он состоялся во многом благодаря тому, что этим занимались не только энтузиасты в области педагогики, в области среднего образования, в области высшего образования. Он состоялся и благодаря тому, что было четкое представление о том, что с детьми такого старшего школьного возраста можно работать уже осознанно как с будущими членами общества, которые могут понимать: им предстоит большая и серьезная работа, им предстоит принимать ответственные решения.

Мне кажется, что 20 лет, прошедшие со дня образования лицея, подтвердили правильный выбор, который был когда-то сделан. За последние годы МЭИ было сделано несколько таких правильных выборов, которые принимались и осуществлялись в сложный период. В 1989 году, когда открывался лицей, в обществе уже шли разные процессы, я тогда был секретарем парткома МЭИ и ощущал, какой это был непростой период. 90-е годы были сложным периодом, и в это время МЭИ открыл филиал в Волжске. Сейчас тоже непростое, кризисное время, и МЭИ занимается тем, что не просто набирает себе какую-то недвижимость, какие-то учреждения, которые могут принести ему некий дополнительный имидж, дополнительный контингент студентов. Мы решаем очень важную задачу по присоединению Энергоколледжа из Конакова, где рядом крупнейшая теплоэлектростанция. Мы представляем, что нужно решать эти проблемы. Мы думаем о будущем. Не могу не сказать о том, что уже много лет мы находимся в струе перспективы, а не каких-то сиюминутных решений, хотя они и могут принести нам гораздо большие дивиденды.

Те, кто работает в нашем лицее, для нас одно целое с вузовским коллективом. Для нас это единый, хотя и очень большой, коллектив, мы делаем одно важное и интересное дело. То, что мы предприняли двадцать лет назад в попытке соединить многие проблемы и многие достижения, которые характерны для вузовской и школьной систем образования, проявилось достаточно быстро. В лицее появились семинарские и лекционные занятия, это очень помогло на первых порах ребятам, приходящим в вуз, быстро ориентироваться в той жизни, которая им представляется достаточно самостоятельной. В лицее проводились и проводятся практические занятия, конференции и другие мероприятия, что тоже становится подготовкой к той жизни, которая ожидает ребят в высшей школе. Мне кажется, что все эти достижения, которые были заложены 20 лет назад, во многом стали основой для того, чтобы сегодня у нас были очень хорошие выпускники лицея. В 1993 году лицей окончил Олег Трифонов – ныне это доктор технических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ «Молодым ученым в области науки». Ольга Кондратьева, которая окончила лицей в 1997 году, сегодня кандидат наук, заведующая одной из самых важных кафедр – кафедрой «Инженерной экологии и охраны труда». Михаил Лукашевский – выпускник лицея 1998 года, сегодня кандидат физико-математических наук, ассистент кафедры «Общей физики ядерного синтеза», неоднократный лауреат стипендии Президента РФ, лауреат премии Министерства образования и науки РФ за лучшую студенческую научную работу. Скажу, что до сих пор у нас председатель студсовета МЭИ – тоже выпускник лицея Виктор Кулапин, сегодня он назначен начальником отдела по внедрению системы менеджмента и качества во всю деятельность Московского энергетического института. Он уже начал читать лекции и находит себя в преподавательском деле.

Мне кажется очень важным моментом то, что в нашем сотрудничестве с лицеем всегда играло значительную роль то, что шла большая профориентационная работа. Для нас, безусловно, это очень важная составляющая. Как мы оцениваем сегодня, такая работа дает нам возможность относиться к прекрасным выпускникам лицея не только как потребителям продукта, но в определенной степени не задумываться, как сделать качественный набор студентов на первый курс МЭИ. Думаю, что сотрудничество с МЭИ очень помогает ребятам сориентироваться в дальнейшем выборе. Если они видят, что та профессиональная ориентация, которую им предлагают в лицее, не соответствует их внутренним устремлениям, их убеждениям, то это тоже заслуга лицея: мы не привели потом в МЭИ человека, который более склонен к художественной деятельности или к изучению языков. Это не должно быть браком в нашей совместной работе, это, может быть, более серьезный, более интересный результат с точки зрения развития общества. Мы же никогда не говорим, что обучили в МЭИ, дали диплом певцам Стахану Рахимову и Владимиру Маркину. Они себя нашли во многом благодаря тому, что вузовское сообщество любит наш Дом культуры, что там создана возможность для того, чтобы талантливые студенты потом работали в другой сфере.

Почему сегодня мы много внимания уделяем работе системы «школа-вуз»? Почему лицей №1502 для нас очень важен? Мы долго испытывали проблемы по приему на наши чисто энергетические направления обучения. Мы всегда набирали на эти специальности при не очень высоком конкурсе, а высокий конкурс был всегда на такие направления подготовки, как радиотехника, электроника, автоматика, вычислительная техника. Поэтому у нас с точки зрения перспектив было понимание, что нужно поработать над тем, чтобы молодежь была сориентирована на то, чтобы после окончания МЭИ прийти в энергетику, электротехнику, энергомашиностроение. В этом отношении все или большинство тех школ, где мы работаем, и в первую очередь лицей МЭИ (он изначально и назывался энергофизическим), развивали направление энергофизики, чтобы направление, которое изначально было составной частью энергетики, было самым важным. Мы это и поддерживали все прошедшие 20 лет.

Мы продолжаем наше взаимодействие не только в плане учебного процесса. У нас есть много других совместных дел и мероприятий. Вместе проводим дни МЭИ, это интересная и важная внеучебная работа. Мне кажется, что я бываю в лицее чаще, чем в некоторых наших внутриуниверситетских институтах. Как минимум два-три раза в год ректор и проректоры (я уж не говорю о тех, кто занимается довузовской подготовкой, которые работают постоянно) бывают в лицее. Больше того, наше постоянное присутствие в лицее, хотя бы на той же конференции, которая проходит зимой, привело к серьезному разговору внутри МЭИ. Когда проводятся в лицее конференции по экологии, химии и возглавляет, например, химическую секцию не представитель МЭИ, то мы говорим: с этим нужно заканчивать, или мы работаем, или мы делаем вид, что работаем. Наши химики восприняли это нормально, откликнулись на наше предложение, и теперь, я знаю, в составе комиссии, которая проводит отбор работ на конкурсе и подводит итоги, наши химики действительно работают.

Сегодня несколько изменилась система проведения олимпиад школьников, которые дают возможность иметь им высокие шансы на поступление в вузы. Мы проводили, проводим и будем проводить олимпиады. Это всегда нам помогало, а для лицеистов стало еще одной формой контроля своих знаний и результатов, причем формой в определенной степени независимой. Эта форма мне кажется довольно эффективной.

Мы делаем вместе с лицеем №1502 очень большое дело, которое потом в других областях себя проявляет и дает возможность достичь очень хороших результатов. Думаю, то, что мы делаем, – самый яркий пример непрерывного образования «школа-вуз». Этим путем мы будем идти и дальше, поддерживая наше взаимодействие.

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования:

тмечая 20-летний юбилей, нужно прежде всего поблагодарить педагогический коллектив лицея №1502 во главе с Владимиром Чудовым за тот очень успешный путь, что был пройден за эти годы. Когда мы говорим об успешности, важно понять, по каким критериям мы оцениваем эту успешность. Мы видим внутренние критерии оценки качества образования лицеистов. Это создание очень профессионального педагогического, стабильно работающего, имеющего свои традиции, имеющего свои инновационные направления коллектива. Главное – постоянно ищущего коллектива, который умеет поставить перед собой проблему и идти по пути решения этой проблемы. Второй критерий – это, безусловно, та форма укладности образования в лицее, которая пронизана глубоким уважением людей, в этом здании учат, учатся, работают и помогают создавать благоприятные условия для пребывания в этом образовательном учреждении. Это видно по результатам: число старшеклассников, которые обучались и обучаются в лицее, велико. Эти старшеклассники, которые приезжают на учебу из разных округов Москвы, из Подмосковья, из разных социальных инфраструктур столицы и Московской области, переступая порог лицея, начинают искать ответ на вопрос, что они имеют право делать, а на что права не имеют, не только потому, что им хочется это делать, а потому, что они находятся внутри лицейского сообщества, где формируется особый тип взаимоотношений. Третий показатель – те высокие образовательные успехи, которые видны. Лицеистское движение и лицей создавались прежде всего для того, чтобы выработать правильные формы взаимодействия с высшими учебными заведениями. Мы понимали, что лицеи – не те образовательные учреждения, которые должны работать со всеми социальными структурами, они создавались для другого и были призваны готовить к профессиональному будущему прежде всего тех, кто хочет продолжать обучение в высшей школе. Лицей МЭИ оправдал то доверие, которое ему было оказано, он выполняет с честью те задачи, ради которых и создавалось это образовательное учреждение.

Все перечисленное – внутренние условия успешности. Но есть и внешние. ОУ разного вида тогда успешны, когда они дают лучи развития всему московскому образованию. Могу сказать, что форма взаимодействия с высшей школой и правильно выстраиваемая система непрерывного образования при переходе от общего к высшему прежде всего отрабатывалась в московских лицеях. Образцы этой работы, которые уже можно передавать в массовые образовательные учреждения, конечно, были наилучшим образом отработаны в лицее МЭИ.

Можно отметить появление новых форм образовательного процесса именно в лицеях с учетом того, что появились возможности выйти на более высокий уровень подготовки и использовать для этого эффективную базу вуза. (Спасибо Московскому энергетическому институту, который открыл свои лаборатории, предоставил новые возможности сначала для проведения предметных практикумов.) То есть при помощи вузов лицеи смогли перейти от слов «лабораторная работа» к системам «практикумов», а от «практикумов» – к «проектно-исследовательской деятельности». Истоки проектно-исследовательской деятельности, которая в самом хорошем смысле слова «заразила» все московское образование, конечно, прежде всего в лицеях, которые сотрудничают с вузами.

Еще одно хорошее направление деятельности – профильность старшей школы. Старшая школа должна иметь свое лицо, свою образовательную программу с учетом и возрастных особенностей учащихся, и их направленности на дальнейшую социализацию, дальнейшее получение профессии. Но само понятие профильности, как мне кажется, зарождалось тоже прежде всего в наших московских лицеях, так как они создавались для решения задач профильного образования, то есть образования с учетом возрастных особенностей детей старшего школьного возраста. Дальше профильное образование стало общей нормой, когда появились планы перестройки всей старшей школы с точки зрения того опыта, который был наработан в лицеях. Этот опыт профильного образования и зарождался в лицеях, он себя оправдал и поэтому может быть перенесен и в старшую школу.

Вузы можно сегодня и покритиковать, так как совмещенные – школьные и вступительные – экзамены тоже зарождались в связке «школа-вуз», в лицеях, за них вузы очень сильно боролись, в том числе и МЭИ. Потом постепенно совмещенные экзамены заменили централизованным тестированием (безболезненным и добровольным), а затем совершенно естественно от единого тестирования перешли к единому государственному экзамену. Но сама форма взаимодействия лицея с Московским энергетическим институтом чрезвычайно интересна, плодотворна и перспективна. Лицея не было бы, если бы 20 лет назад Московский энергетический институт не сделал предложения о создании лицея. Он первый в Москве открывался на базе новостройки, был, как и полагается, запланирован под социальные нужды и градостроительные нормы в Перове. В то время нам очень хотелось открыть лицей в этом районе, тем более что там расположен и МЭИ, но не сложилось. Однако лицей появился, и это заслуга прежде всего его директора Владимира Чудова.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту