Вице-мэр Ольга Голодец в ночь с 23 на 24 июня побывала в нескольких школах, где поздравляла выпускников с праздником. Но первой школой, куда приехала Ольга Юрьевна, был лицей №1535. Такой выбор был не случайным, ведь тут Голодец была уже несколько раз и всегда восхищалась учебным процессом образовательного учреждения, где качественно и серьезно готовят будущих медиков и психологов.
Задолго до начала праздника в школьном дворе начали собираться выпускники и их родители. Фото на память, неспешные разговоры, происходящее отчасти напоминало ожидание поезда, отправляющего от станции «Школа» до станции «Взрослая жизнь». Красивые платья, строгие костюмы, все изысканно просто, со вкусом, который, вне всякого сомнения, воспитан в этом лицее, сохраняющем заветы того замечательного, Пушкинского, что стал образцом для лучших образовательных учреждений Москвы.Скажу сразу, что собрать одновременно все семь выпускных классов, а еще педагогов и родителей лицей не смог. Поэтому праздник разделили на две части – по числу зданий, в которых располагается это уникальное учебное заведение, ставшее уже давно солидной профильной школой и ведущее подготовку по медико-биологическому и психологическому профилям.Все начинается в 9-м классе, где ребятам предлагают предпрофильную подготовку: 4 часа биологии, 3 – химии, 3 – русского языка, 3 – физики, 4 – английского языка и 2 – латыни для будущих медиков, 4 – биологии, 6 – математики, 3 – русского языка и 5 – английского для будущих психологов. За год у учеников есть возможность пройти предметную подготовку, подтянуть знания по разным предметам, позаниматься элективными курсами (для будущих медиков это история медицины и психология, для психологов – психология и практикум по математике), определить, хотят ли они специализироваться в будущем по тому профилю, который им предлагает лицей. Определившиеся проходят уже профильное обучение в 10-11-х классах. Предметы те же, что и в девятом классе, только количество часов возрастает по химии, биологии, появляются элективы: для будущих медиков – по психологии врачей, для будущих психологов – психологические тренинги. Все серьезно, все по-взрослому, не случайно первый медуниверситет имени Сеченова создал на базе лицея №1535 центр довузовской профессиональной подготовки и профориентации, так возник комплекс «школа – вуз», в который позже вошли еще несколько столичных школ. Лицейские преподаватели работают с вузовскими, вузовские – с лицейскими, а ученики получают сначала зеленую зачетную книжку «МБ-юниор», а затем красную зачетную книжку «МБ-профи».Не случайно лицеисты побеждают на самых престижных олимпиадах и конкурсах. В этом году 70 призовых мест, в том числе пять первых, были завоеваны в честной интеллектуальной борьбе в олимпиадах по 11 предметам, а команда лицея победила в третьем турнире знатоков естественных наук среди учащихся медико-биологических классов 10 школ – партнеров первого МГМУ имени И.М.Сеченова.Большой актовый зал лицея был заполнен до отказа, на первых двух рядах – любимые учителя, потом много рядов с выпускниками, больше половины зала занимают заботливые родители, роль которых в успехе лицея чрезвычайно велика. В самом деле, если бы семьи не сотрудничали со школой, не помогали лицею, не поддерживали педагогический коллектив и директора, вряд ли было бы столько удач.Ольга Голодец с нескрываемым удовольствием поздравила выпускников и пожелала им дальнейших успехов, вручила золотые и серебряные медали вместе с директором лицея Михаилом Мокринским. Михаил Геннадиевич обратился к своим выпускникам с философской речью о роли и предназначении лицеистов, отметив, что если раньше они вели разговоры о том, как нужно вести себя в лицейской корпоративной среде, то теперь от них потребуется нечто большее: прийти в общество и всем своим поведением, всей своей жизнью утверждать и пропагандировать высокие лицейские принципы.Тут самое время сказать о директоре. Директора школ ведь бывают разными, и школы они тоже создают разные, тут много зависит от личности руководителя, от его устремлений, от того, каким он хочет видеть свое учебное заведение, какой педагогический коллектив собирает, как с этим коллективом работает. Немаловажно и то, как директор позиционирует себя в государстве и обществе, как государство и общество относятся к директору, внимательно ли воспринимают то, что он предлагает, реализуют, поддерживают, а что, напротив, отвергают. Михаила Геннадиевича приглашают на самые разные форумы, ведь ему есть что предложить коллегам и власти, поэтому к нему прислушиваются в Департаменте образования, Министерстве образования и науки РФ, в Общественной палате, в Высшей школе экономики и других федеральных вузах, в Российском союзе ректоров. Мокринский, по сути, подтверждает давно известную истину: педагог, которого уважает общество, обречен на успех в своей профессиональной деятельности, но и успешная профессиональная деятельность обрекает его на уважение в обществе. В нем есть некое достоинство интеллектуала, интеллигента, какими всегда гордилась и продолжает гордиться Россия. Стоит ли удивляться, что у такого директора и выпускники успешны в том деле, которое выбирают в жизни, что у них счастливо складывается жизнь.Немаловажны еще несколько обстоятельств: во-первых, лицей – учреждение городского подчинения, во-вторых, территориально он расположен в Центральном округе, а в-третьих, размещается в особом районе Москвы – Хамовниках, где москвичи всегда выступают с новыми идеями, где готовы отстаивать свои принципы. На встречу с жителями Хамовников все чиновники идут хорошо подготовленными к диалогу, тут дилетанты обречены на то, что их отвергнут дружно, раз и навсегда. Отсутствие промежуточных инстанций в управлении, конечно, помогает городскому лицею быть самостоятельным и сильным, близость к Центральному округу – иметь поддержку опытных управленцев и методистов во всех его инновациях. Не случайно лицей побеждал в конкурсах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и московского конкурса «Строим школу будущего».Сам Мокринский – человек с очень активной позицией, неравнодушно оценивающий те или иные шаги управленцев. Вот как он относится к пилотному проекту по развитию общего образования, в рамках которого 125 школ получат повышенный норматив финансирования и финансовую самостоятельность. В этом проекте Михаила Геннадиевича больше всего привлекает ответственная свобода школ: «Если раньше бюджет школы определялся произвольно, нужно было просить денег, то теперь будет точно известно, сколько денег дадут по нормативу, исходя из количества учеников. Если раньше средства можно было использовать строго по смете и статьям расходов, то теперь школа, следуя абсолютно прозрачным правилам и процедурам, сама сможет принимать решения, когда и на что тратить деньги. Эффективность возможна лишь там, где есть правила и свобода в расходовании средств. Но речь не идет о том, чтобы просто дать больше денег, это попытка создать реально действующие модели на основе имеющихся практик, нам предстоит пройти путь, который другие страны прошли за 30-40 лет, в ходе экспериментов отвечая на вопрос, как эффективно использовать средства. Именно так складывалась основа для объективной самооценки, анализа, обмена опытом. Нормативно-подушевое финансирование даст нам возможность наглядно оценить результат работы конкретной школы – если ученики и их родители довольны, детей в школе становится больше, ее финансирование автоматически растет, из неуспешных школ ученики уходят. Популярность школы, на мой взгляд, – один из немногих объективных способов оценить, правильно ли расходуются средства, удовлетворяет ли учебное заведение потребностям своего контингента».После вручения дипломов выпускники отправились продолжать праздник на теплоходе, а Михаил Мокринский и педагоги – во второе здание лицея, где его уже ждала вторая группа выпускников.Вот и стали взрослыми очередные выпускники, которых практически уже можно считать студентами самых престижных вузов, а коллектив лицея уже думает о том, как сложится следующий учебный год, как будет выстраиваться работа с новым выпуском. В одном можно не сомневаться – работа этой успешной школы сложится счастливо.
Комментарии