Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Александр Пушкин
Талантливый педагог, опытный наставник прокладывает детям путь к познанию и развитию, достижениям и открытиям. Учитель формирует ценностные ориентиры, открывает в каждом ребенке его талант, позволяет ему совершать ошибки, чтобы он мог найти свое призвание, стать счастливым и самодостаточным человеком, мотивированным профессионалом.
Современной московской школе нужен компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, творческий и способный к реализации гуманистических ценностей на практике. Однако, как показывает школьная действительность, даже при высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя протекает сложно.
Именно поэтому вопросы организации работы с молодыми педагогами в формате наставничества актуальны и сегодня. Сформировать у молодого учителя мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, при этом получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность, – задача, стоящая перед администрацией и методической службой школы.
Опыт работы наставников с молодыми педагогами показывает, что основная задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Выбор педагога-наставника непростое дело, ведь он должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. А еще должно быть обоюдное согласие наставника и молодого специалиста на совместную работу.
В нашей школе эффективность наставничества определяется результатами работы молодого педагога и его учеников. В течение всей совместной работы наставник личным примером способствует раскрытию профессионального потенциала молодого учителя, привлекает его к участию в общественной жизни школы, формируя у него общественно значимые интересы, содействует развитию его общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и профессионального мастерства. В процессе совместного общения с молодым учителем показывает важность самообразования и повышения квалификации, стремления к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
С первых дней профессиональной деятельности молодой специалист получает от своего наставника поддержку в вопросах знания требований к организации учебного процесса, к работе в ЭЖД, использования ресурсов МЭШ, эффективного выбора форм и методов организации внеурочной деятельности, досуга учащихся. Молодой учитель и его наставник обсуждают этапы подготовки и проведения урока, а после проводят его анализ. Педагог-наставник помогает молодому специалисту в выборе приоритетной методической темы для самообразования и разработки программы собственного профессионального роста. Для педагогов школы наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник всегда терпелив и целеустремлен. В работе с молодыми специалистами применяются такие формы взаимодействия, как деловые и ролевые игры, работа в малых группах, анализ ситуаций, самоактуализация, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументированно формулировать мысли. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, мозговые штурмы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. В работе с молодыми специалистами администрация школы и наставники готовят чек-листы и памятки, которые помогают молодому специалисту в реализации обязанностей классного руководителя, организации работы с неуспевающими учащимися, проведении анализа и самоанализа урока, организации работы с родителями.
Таким образом, работа с молодыми специалистами помогает нашему педагогическому коллективу согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции. Начинающие педагоги привносят новые взгляды на процесс обучения, развитие детей, инициируют свежие идеи по вопросам работы школы. А это значит, что знания и практические умения, которые получили молодые педагоги от своих наставников, – это залог творчества и успехов их обучающихся.
Людмила ТАТАРЧЕНКО, заместитель директора Школы имени Н.М.Карамзина, почетный работник общего образования РФ
Комментарии