search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников Увеличить количество позитивной информации: состоялось первое заседание совета учителей-блогеров Запрет на мобильные телефоны: как он исполняется в школах Названы имена победителей первого тура конкурса «Сердце отдаю детям»
0

Личностные позиции. Двусторонние плюсы – гармония с самим собой и миром

​Откуда берутся агрессивные и конфликтные дети с неадекватной самооценкой? Давайте проанализируем разнообразные варианты личностных позиций и подумаем, как они реализуются во взаимоотношениях детей в школе.

Если предложить ребенку оценить знаком «плюс» или «минус» себя и людей вокруг, он сделает это достаточно легко. Его решение основывается на позиции, которая предполагает отношение к миру в целом, ко всем, кто его окружает, друзьям и врагам и которая сформировалась под влиянием родителей. Например, мальчик Саша 12 лет, имеющий проблемы с поведением, агрессивный и конфликтный, утверждает: «Этот мир очень жестокий. Нужно уметь постоять за себя!» На вопрос: «Почему ты так решил?», он недолго раздумывает и сообщает: «Папа мне сто раз это говорил…»Американский психотерапевт Эрик Берн предлагает несколько вариантов таких личностных позиций, которые называет двусторонними. Простейшие двусторонние позиции – «я» и «ты». Они основываются на убеждениях, которые впитываются с молоком матери. Если изобразить их знаками «плюс» и «минус», то можно получить четыре типа сочетаний.Самая благоприятная для самого ребенка и людей, его окружающих, позиция «я+» и «ты+». Это свидетельство позитивного отношения к миру и к самому себе, оптимизма и уверенности в собственных силах. Такие дети стабильно хорошо учатся, охотно принимают участие в различных мероприятиях, выстраивают доверительные отношения с учителями и комфортно ощущают себя в школе.Позиция «я+» и «ты-» дает ребенку право насмехаться или издеваться над другими, особенно физически более слабыми, имеющими какие-либо недостатки. Эта позиция превосходства позволяет оправдывать самые неприглядные проступки и впоследствии может спровоцировать человека на преступление.Позиция самоуничижения «я-» и «ты+» побуждает ребенка сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости. Это в основном манипуляторы, меланхолики и неудачники. Это дети, которые мучают сами себя, чаще всего прозябают в одиночестве и не могут построить дружеские отношения со сверстниками. Они отказываются от участия в любых мероприятиях, объясняя это отсутствием таланта: «Ну я ничего не умею…» В учебе такие дети не достигают успеха.Позиция безнадежности «я-» и «ты-» с психологической точки зрения содержит элементы крайней депрессии. Пример – рассуждения мальчика Вани 9 лет: «Я тупой, я слабый. Меня в семье все ненавидят и хотят отдать в детский дом. Ну и пусть, мне все равно, где жить!»Позиции очень важны в повседневных социальных взаимодействиях. Первое, что люди воспринимают друг в друге, – это мировоззренческие позиции. В большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире, обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен. Дети, которые приходят в школу в дорогой одежде и обуви, ювелирных украшениях, с новыми гаджетами, демонстрируют позицию высокомерия и пренебрежения к тем, кто не имеет подобного. В семьях, где деньги являются главной ценностью жизни, позиции «богатый» – «бедный» воспринимаются как противоположности и благодаря раннему «программированию» ложатся в основу всей жизни. У ребенка формируются такие черты, как высокомерие, снобизм, тщеславие, зависть.Родители, которые склонны обвинять школу в неудовлетворительной работе, также разделяют позицию превосходства. Такие взгляды на жизнь оправдывают потребительскую позицию, завышенные требования и переложение ответственности за воспитание ребенка на чужие плечи.Иногда мы неосознанно способствуем формированию у ребенка позиции «я+» и «ты-», когда обучаем его мерам безопасности: «Никогда не открывай дверь незнакомцам!», «Не разговаривай со взрослыми людьми!», «Не принимай ни у кого угощения!».Позиции очень устойчивы, формируются в раннем детстве. Это наша платформа, чтобы ее изменить, необходимо приложить много усилий или обратиться за помощью к специалисту. Задача родителей – провести огромную внутреннюю работу, изменить собственную внутреннюю позицию и выстроить здоровые отношения с ребенком. Изменение позиции на двусторонние плюсы позволит жить ребенку в гармонии с самим собой и миром.Рената КИСЕЛЕВА,педагог-психолог школы №878

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте