Новый министр образования и науки Д. Ливанов в одном из первых серьезных интервью говорил о том, что система российского образования должна претерпевать серьезные реформаторские преобразования. Он был озабочен тем, что необходимо срочно восстанавливать научный и актуализировать культурный потенциал страны, усиливать научную и инновационную составляющие в деятельности высшей школы, которые во многом связаны с фундаментальной подготовкой специалистов нового типа.
Он откровенно говорил: хватит обманывать друг друга, пора заняться самоочищением, пора сказать друг другу правду о том, что коррупционные процессы, особенно в высшей школе, достигли пределов возможного и невозможного, и это может являться прямой национальной угрозой. И действительно, на сегодняшний день еще остаются те специалисты, которые получили в свое время серьезное качественное образование, которые не покупали дипломы, не сдавали за деньги зачеты и экзамены и потому на их профессиональном и культурном опыте пока еще держатся жизнеопределяющие сферы (здравоохранение, образование, социальная сфера, промышленность и т. д.) еще не до конца растерявшего свой потенциал российского общества.
Однако озабоченность министра, как видно, связана с тем, что с уходом этих специалистов на их место придут те, кто окончательно приведет страну к краху: будут все чаще падать самолеты, тонуть корабли, рушатся дороги, гореть леса, взрываться оружейные склады, падать только что построенные здания, а также молодые люди будут публично срывать награды с кителя ветеранов Великой Отечественной войны, молодые матери будут оставлять детей в мусорных баках, неблагополучные семьи сбрасывать маленьких детей с балконов многоэтажных домов и т.д.
Все это происходит потому, что наше общество приобрело статус тотального потребления (обогнав в этом отношении даже самые развитые страны), которое настраивает молодых людей только на поиски путей «получения радости, счастья, по возможности непрерывного отдыха», но не упорного труда.
Философия гедонизма, претензии на беззаботное существование многих современных молодых людей – следствие состояния современного постперестроечного российского общества. Средства массовой информации, нерегулируемые и доступные источники интернет информации, витающая в воздухе идея, что главное не зарабатывать, а иметь, делают наше молодое поколение фактически неосознанными жертвами общественно формируемой стратегии развития общества.
Если в предыдущую историческую эпоху социологи писали о том, как трудно быть молодым, то современные социологи высказывают мысль о том, как им жалко современных молодых людей, которым уготована подобная участь. Всем известно, что мудрое государство, если оно ориентировано на развитие страны, а не на обогащение административной машины, как правило, в первую очередь заботится о молодом поколении как человеческом ресурсе будущего. Но мы, к сожалению, живем не в мудром, а скорее инфантильном государстве.
Когда-то голландский социальный исследователь Конрад ван Хойтен написал: « образование взрослых держит ключи от будущего в своих руках» – и он был абсолютно прав.
А стимулирует ли серьезное отношение к учебе современная ситуация, когда полученный диплом и серьезные профессиональные способности совсем не гарантируют молодому человеку более-менее приличную зарплату? Такое субъективное ощущение социальной ситуации совсем не прибавляет студентам желания заниматься упорным интеллектуальным трудом, непрерывно развивать «мозговой потенциал», заботиться о внутреннем состоянии души, оценивать собственные поступки, идти вперед. Когда-то Юм писал, что каждый в жизни «должен выиграть свое сражение», однако это может произойти только тогда, когда молодые люди осознают и другую идею, принадлежащую Кьеркигору, который заявлял о том, что «тот кто идет вперед, потеряет покой, тот кто останется на месте, – потеряет себя».
Русский человек всегда считал главным не столько зарплату, сколько дело, которому он служит, поэтому работа осуществлялась за деньги, но не ради денег. Фактически зарплата была следствием хорошо сделанной работы. Все это отражалось в душе человека как главная ценность и доказало свою состоятельность, продуктивность, созидательную роль на протяжении многих и многих десятилетий.
С какой основной мыслью современный студент приходит сегодня в вуз? Вернее, с какой мыслью он должен придти, чтобы удерживать свое сознание в состоянии развития, а значит движения, а не стагнации и деградации? Как известно, развитие тотально идет от формирования общей культуры (общекультурных компетенций) до приобретения определенных профессиональных знаний, умений, способов деятельности. Однако, как показывают данные диагностики, большинство студентов (около 80%) приходят в высшую школу за дипломом о высшем образовании, в лучшем случае за получением определенной профессии. Безусловно, невозможно игнорировать, тем более отрицать эти целевые предпочтения студентов, но с позиций требований современной «социальной ситуации» (Л.С.Выготский), тем более с позиций новой социально-культурологической парадигмальности, предполагающей переход в образовании от нормативной парадигмы к гуманитарно-развивающей и от классической культуры к постнеклассической, этого явно недостаточно. Ущербность сложившейся ситуации заключается еще и в том, что происходит явная подмена: средства (образование) занимают место цели, а цель (развитие личности человека) превращается в средство и теряет свое подлинное назначение.
В связи с этим в вузе должно быть определенным образом организовано культурно-образовательное пространство и система ценностно-смысловых отношений всех субъектов образовательно-управленческого процесса, опирающееся на интеграцию образования, науки, культуры. Что имеется в виду? Не будем останавливаться на тривиальных вещах типа «приобщать к будущей профессии», «давать систему знаний», «формировать умения», а сегодня – «компетенции» и т.д. Более эффективные, а главное необходимые – другие идеи и подходы, обращенные не столько к будущим профессиональным знаниям, умениям, деятельности, сколько непосредственно к самой личности студента как самому главному и единственно необходимому предмету, цели и результату непрерывного образования и развития. И в этом смысле не имеет абсолютно никакого значения профиль вуза, будущая специальность и даже профессиональная востребованность, поскольку заниматься будущий профессионал будет не столько всем этим, сколько исключительно собой, а именно: своим интеллектом, своей культурой, своим образованием. Спрашивать будет исключительно с себя, недовольство выражать, прежде всего собой, критиковать будет не вуз и преподавателя, а себя, сам будет нести ответственность за развитие своих способностей и бояться, что они так умрут, не раскрывшись. И только при таком целеполагании студент сможет развивать в себе универсальный антропологический инструментарий, при помощи которого будет добывать новые знания, понимать сущность «вещей, свойств, отношений», адекватно оценивать происходящее и принимать решения по поводу совершения тех или иных действий.
Я знала одного довольно известного тренера по фехтованию, который начинал свою карьеру в одной провинциальной спортивной школе, куда была принята группа детей в секцию фехтования и где в течение года не была создана необходимая материальная база (не было оборудованного помещения, снаряжения, рапир и много другого). Вероятно, далеко не каждый тренер согласился бы работать в таких условиях. Педагог-тренер, о котором идет речь, смог, понял, сделал. Он не потерял группу детей, и за то время, пока создавалась необходимая материальная база, придумывал (наверное, не без труда и напряжения) самые различные формы занятий: от освещения истории фехтовального искусства, деятельности реальных и художественных героев этой красивого аристократического вида спорта до всевозможных виртуальных моделей овладения его технологической атрибутикой. Нет необходимости говорить о том, что педагог стоял перед выбором – либо разочаровать и потерять группу детей, либо экстренно делать вместе с ними то, что, безусловно, будет их образовывать, просвещать, окультуривать и готовить к встрече с реальным спортом.
Как видно из этого примера, встает вопрос о том, надо ли настоятельно декларировать, какими должны быть современные образовательные подходы и новые технологии. Может быть, достаточно просто включить голову, (а хорошо бы еще и душу) для решения ряда нескончаемых образовательных ситуаций, как запланированных, так внезапно возникающих в педагогическом пространстве вуза. А у настоящего педагога ни мозг, ни душа не отключаются НИКОГДА, потому что, как известно, они обязаны трудиться «и день и ночь, и день и ночь». Вот вам и вся пресловутая образовательная технология, в сознании истинного педагога эта технология родится сама и будет сугубо его и через него реализуемой авторской инновацией.
Об автореВалентина Горшкова, заведующая кафедрой социальной психологии, декан факультета культуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор педагогических наук, профессор.
Фото Оксаны Родионовой
Комментарии