В любом обществе действуют социальные институты, то есть – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, которая воплощает в себе нормы экономической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей. Функция социальных институтов – регулирование тех или иных сфер социальных отношений; в праве – это совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные, обособленные общественные отношения (например, институт гражданства, институт наследования и др.).
Социальную организацию раccматривают также как совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей, иерархической структуры власти и т.д.
Социальные организации и социальные институты создаются человеком. Чтобы разобраться в социальной жизни человека, необходимо понять – а что же такое человек? Свойство задумываться о себе самом – это специфическое свойство человека и проявление его разумности. К изучению человека существует множество подходов. Но самые первые, лежащие на поверхности, это изучение “извне” и “изнутри”. “Извне” – выявление коренных отличий человека от других живых существ через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой.
Другой подход – “изнутри” – представляет собой изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, духовной, нравственной, общественной жизни, когда обнаруживаются сущностные его черты.
Человек – удивительное и безмерно интересное существо, которое в течение всей своей жизни постоянно всматривается в окружающий его мир и самого себя. К тому же человек – уникальное существо. Американские ученые еще в 60-е годы подсчитали, что на Земле за всю историю существования человека нет, не было и не будет никогда двух одинаковых людей, ибо в мире существует такое количество генетических соединений, что даже близнецы, внешне похожие друг на друга, разнятся по своим биологическим, психологическим, нравственным и другим качествам.
Со времени своего осознания человеком он постоянно пытался выяснить – что же он сам по себе представляет. В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек представлялся как часть космоса, часть всеобъемлющего мира. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов космоса. По древнеиндийской философии душа человека после смерти не погибает вместе с телом, а переселяется в другое живое существо. Переселение души зависит от поведения человека в пору его жизни на Земле: за мысленный грех – в представителя низшей касты; за словесный – в животное; за проступок – в неодушевленную вещь. Человек может остаться человеком только через нравственное благородство, раскрепощение души и жизнь во благо других людей.
Античная философия дала понимание различия между законами природы и человеческого мира. Человек как духовно-телесное существо был центром всей древнегреческой культуры, провозгласившей тезис о человеке как о мере всего существующего и ориентировавшей на его разум. При этом древние греки постоянно призывали человека к самопознанию. Изречение “Познай самого себя”, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из основных положений в развитии науки о человеке.
Библейское христианское представление о человеке как об “образе и подобии Бога”, но в то же время раздвоенном в результате грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа, что открывало возможность преодоления греха, приобщения к божественной благодати и после смерти обретения бессмертия души.
Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Итальянский философ XV в. Пико делла Мирандола считал, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен ко всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В период Возрождения философы восхищались человеком, в своих гимнах воспевали его разум, талант, творческое начало. Это восхищение передают скульптуры Микеланджело, картины Леонардо да Винчи и других художников той эпохи.
В XVII в. Декарт сделал вывод о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление. Его тезис “Мыслю – следовательно, существую” стал основой учения о разумности человека как его специфической особенности и его сущности.
Немецкий философ XVIII в. И.Кант утверждал, что вопрос “Что такое человек?” является основным вопросом философии. Человека он рассматривал как существо, принадлежавшее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX вв. главным было представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.
Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению из присущих ему черт главных, таких, как воля, испытываемые им чувства, влечения к кому-то или к чему-то. Этот поиск стал характерным для конца XIX и всего XX в., что позволило ввести в науку понятие личности и индивидуальности.
Понятие “личность” связано с понятием человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности, как устойчивой системы социально значимых черт, характерных для отдельного человека как члена общества или человеческой общности. В этих определениях воедино связаны понятия личности, индивида и общества. Следует усвоить, что индивид и личность – это не одно и то же. Личность в науке рассматривается с двух точек зрения: сущностных характеристик и набора функций или ролей.
Личность как объект общественных отношений рассматривается в двух точках зрения: социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом существующих социальных норм поведения и ценностей, необходимых для успешной деятельности и жизни в данном обществе. Социализация включает в себя все формы приобщения индивида к культуре, получения им образования, воспитания, с помощью которых он приобретает способность участвовать в социальной жизни и приобретает тем самым так называемую социальную природу или социальную значимость. В социализации личности принимает участие все, что и кто окружает ее: семья, детский сад, школа, средства массовой информации, соседи, сверстники, улица и т.д. Идентификация личности – это способ осознания своей принадлежности к той или иной общности людей, восприятие поведения окружающих, их ценностей как своих собственных.
Термин “индивид” характеризует человека как одного из многих, но с точки зрения его самобытности, особенности, индивидуальности. Понятием “индивидуальность” в биологическом плане обозначают специфические черты, присущие определенной особи или организму вследствие сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику отдельного определенного человека через изучение его темперамента, черт характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимость, своеобразие какого-либо явления, включая при этом как природные, так и общественные. Философы считают, что свою индивидуальность могут иметь не только люди, но и отдельных эпохи, в частности исторические, как, например, эпоха классицизма или эпоха романтизма и т.д.
По отношению к индивиду как представителю общности философия рассматривает его индивидуальность во всем своеобразии проявлений человека, его неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности его деятельности, что обусловливает в нем наличие типичного и неповторимого.
При рассмотрении сущностных характеристик личности учитывается ее активность при определенной свободе действий как субъекта познания и изменения мира. Личностными в этом случае признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. С другой стороны, личность оценивается через сопоставление с установленными и принятыми в обществе нормами. Большое значение при этом имеет самооценка человека, которая может меняться в зависимости от проявлений отдельных черт личности и общественных условий, в которых ей приходится действовать.
Вторая сторона изучения личности – набор выполняемых ею функций или ролей – способствует проявлению человека в обществе в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от существующих общественных условий. Человек может быть одновременно работником, семьянином, ученым, спортсменом и т.д. Например, взаимоотношения в семье разнятся при родовом строе и в современных условиях, человек в семье может быть внимательным или равнодушным, на службе – инициативным или кое-как выполняющим свои обязанности. В этом проявляется социализация личности, что означает связь человека с общественными отношениями и зависимость от них.
Социальной сферой в социологии считаются общественное окружение, среда и та обстановка (не в смысле мебели, а в плане духовно-нравственного состояния), в которых находится человек и которые формируют в нем те или иные черты личности.
Личность как объект существующих общественных отношений рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации. Социализация личности – это процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей, образцов поведения, принятых в данном обществе и необходимых для функционирования личности в этом обществе. Социализация включает в себя вопросы приобщения личности к культуре, обучению и воспитанию, которые являются основой социальной природы индивида и выработки способности участвовать в социальной жизни. В процессе социализации личности участвуют все компоненты, которые окружают человека, – семья, соседи, сверстники, улица, школа, средства массовой информации, книги и т.д. Идентификация индивида – это способ осознания человеком своей принадлежности к той или иной общности. Процесс социализации завершается при достижении личностью социальной зрелости, которая определяется обретением личностью определенного социального статуса.
Совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в различных отношениях, связях между собой и образующих целостный социальный объект, представляет собой в целом социальную систему, частью которой является социальная структура, объединяющая в себе две составные части: социальные связи и социальный состав.
Социальные связи устанавливаются в ходе взаимодействия людей, в результате общественного разделения труда. В обществе происходит социальное расслоение, различные группы занимают определенное социальное положение, характеризующееся понятиями социальной дифференциации и социального неравенства.
Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение по экономическим, профессиональным и другим причинам.
Социальное неравенство – разделение групп с точки зрения общественного положения, объема и характера имеющихся прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Другая точка зрения предполагает, что социальное неравенство влечет за собой стремление людей к совершенствованию общественных отношений.
Социальный состав – это набор элементов, которые составляют социальную структуру, включающую устойчивую связь между ее элементами. В социальную структуру входят индивиды: 1) занимающие определенные позиции или имеющие определенный статус; 2) выполняющие определенные социальные функции или роли; 3) их объединения на основе статусных признаков в группы – социально-территориальные, этнические и другие общности.
Понятие социальной структуры применяется в широком и узком смысле этих понятий: в широком смысле – это строение общества в целом, и система связей между всеми его элементами; в узком смысле – этот термин применяется для характеристики социально-классовых и социально-групповых общностей как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.
К основным понятиям социальной структуры и социальных отношений можно отнести следующие: социальная дифференциация и социальное неравенство; виды социальных групп, многообразие критериев их выделения на классы, страты и т.д.; средний класс, социальная стратификация, социальная мобильность; семья как элемент социальной структуры; тенденция в развитии социальных отношений; маргиналы и люмпены.
Необходимо также усвоить, что такое понятие “социальная общность”. Этим понятием обозначают реально существующие совокупности людей, связанных едиными признаками – классовыми, сословными, национальными и др.
По количественному составу они многовариантны: от взаимодействия двух человек до международных политических, экономических, правовых движений. По времени существования – от длящегося минутами или часами общения (типа пассажиров в трамвае, поезде, зрителей в театре, участников демонстраций) до живущих столетиями или даже тысячелетиями этносов, наций и т.д. По плотности связей между индивидами – от трудовых коллективов до расплывчатых образований (например, болельщики хоккейной команды, шахмат и др.).
Среди множества социальных общностей выделяют территориальные, этнические, демографические, культурные общности. К классификации социальных общностей есть множество подходов.
Эльвира ЕРШОВА,
доктор исторических наук
Комментарии