Мысль текущая, бегущая, парящая… Неужели это летучее, эфемерное создание – мысль – способно вместе с тем прочно приковать человека к земле, заставить терзаться сомнениями и превратить в нерешительно топчущегося на месте труса? Что же такое человек, если его бытие определяется приземленным «здесь» и стремлением к прекрасному «там»?
Я учитель. Я формирую сознание целых поколений. Это не классы приходят и уходят. Это течет время из настоящего в будущее. Я учитель истории. Мой урок – это ткацкий стан. Вот я натягиваю основу – прошлое. Пускаю челнок – и на моих глазах рождается полотно настоящего. Если я действительно мастер, то в этом перекрестье суровых нитей должен угадать узорчатую ткань будущего. По силам ли мне это, если человек для меня – такая же загадка, как и для тех, кто жил тысячи лет назад, если я сам человек, разрывающийся между «здесь» и «там». А отправной точкой всех этих процессов был всегда именно человек.
Мы часто повторяем: «Изучать историю – значит осмысливать прошедшее, познавать законы общественного бытия». Человек сложнее? Мотивы его поступков не ясны? Но ведь и ты, учитель, не обладаешь конечной истиной. Исчерпывающего толкования истории не существует, есть только стремление и объективному толкованию. Да и тут истиной не пахнет. Я ведь человек своего времени и неизбежно смотрю на прошлое с точки зрения своего времени.
Значит, смени точку зрения. Зачем ты в роли судьи выступаешь? Рассуждаешь: правы – не правы, хорошо – плохо, сделал – мог бы сделать. Не суди, а рассуждай. Вот жил человек. Не в безвоздушном пространстве жил – в определенных условиях. Обладал определенным менталитетом, обусловленным воспитанием, эпохой. Имел понятия о долге, чести, любви совсем не такие, как сегодня. Мог он жить иначе, чем жил? Не мог. И ты не смог бы, окажись на его месте. Так что почаще обращайтесь к историческим источникам и вживайтесь в чужую среду.
Сам – понимаешь? А то дай вам волю, одних вы начнете судить с точки зрения своего времени, других – с точки зрения своей культуры. А кто тебе сказал, что твое время – самое правильное, а культура – самая современная? Терпимости вам не хватает, уважаемый сударь, и уважительности к чужим мнениям и вкусам. Но я же патриот и патриотизму должен детей учить. Разве патриотизм и чувство превосходства – одно и то же? Мне ли тебя, историка, учить, что бывает, когда одно из этих понятий подменяется другим? Знавали мы таких «патриотов» – на край гибели нации приводили. На гражданском кодексе не привьешь любовь к Родине. Лишь осмысление истоков нашей духовной культуры, наших предубеждений, а, возможно, и предрассудков позволит ребенку осознать свою принадлежность к нашему обществу, даст возможность почувствовать себя ответственным за свои дела и поступки, осознанно стать соучастником событий.
Кто тебе сказал, что учитель – это тот, кто учит? Учитель – это тот, кто всегда учится. Перестал учиться – перестал быть учителем!
Как воспитывать детей, если вместе с ними не создавать что-то новое, не творить вместе с ними? Присмотрись внимательней к детям и учись у них. Они все разные, у каждого свои привычки, свой внутренний мир. Но их всех объединяет непосредственность, мечтательность, честность (дети не умеют врать – мы сами их учим, чаще не замечая этого). Об этом ты слышал. Но еще всех детей объединяет игра. Ты видел неиграющего ребенка? А если понаблюдать за играющим ребенком, то всегда видишь одну закономерность – в ходе игры он создает для себя трудность за трудностью – то крушение поезда, то попадает в плен, то представляет, что напала стая гиен и тому подобное. «Страх какой!» – воскликнешь ты. Наоборот – все в порядке. Ребенок создает себе проблему не ради ее как таковой, а ради ее решения. В этом интерес любой игры. И чем сложнее трудность, пусть выдуманная, тем интересней ее преодолевать. Просто дитя учится жить, выдумывая все более сложные игры и развивая себя. Это просто интересно. Ребенок творит. А ты чем хуже? Сотвори себя как личность. Разве это проще, чем написать картину? Сотвори Урок, на котором дети захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно – как в игре. Настоящий урок – это тоже произведение искусства, где мастерство учителя в том, что ученик сам познает опыт предшествующих поколений. Сотвори ученика, не копию свою, а творца, который увидит больше, чем ты увидел, который поймет глубже, чем ты понял, который пойдет дальше тебя.
Но только личность
воспитает личность:
Не серую толпу,
не оловянных солдатиков,
Шагающих послушно,
А личность, обгоняющую время,
Осознающую
свою неповторимость.
Дмитрий ДЯДЮКОВ, учитель истории и обществознания, Пермская область
Комментарии