search
main
0

Личное влияние воспитателя на воспитанника

Седьмой год в Тверской области ученики пятых – девятых классов изучают граждановедение в качестве регионального компонента. В первый год и учебников настоящих не было. Но тогда учителя были рады тоненьким брошюрам и модулям: “Основы рыночной экономики”, “Азбука социальной психологии”, “Права человека”. Сегодня в распоряжении у педагогов четвертое издание пособий. Рабочие тетради для учащихся и методические рекомендации, подготовленные Научно-внедренческим центром “Гражданин” и другими изданиями. Есть и другие учебники, так что у учителя появилась возможность выбора.

Граждановедение в нашей области преподают более тысячи педагогов: это историки, учителя русского языка и литературы, физики, математики и др. Состав существенно отличается в разных районах. Ежегодно в школах кто-то впервые приступает к преподаванию предмета. И все-таки низок удельный вес учителей, которые ведут только граждановедение.
Некоторые изменения произошли и в содержании дисциплины. На этих уроках изучается Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”. Четыре-пять занятий отводится на изучение региональных тем. В пятом классе на темы “Потребительский рынок” и “Необходимость знать свои права на рынке” положено 5 часов, в шестом классе на тему “Право на информацию” – 5 часов, всего Закону “О защите прав потребителей” отводится с 5-го по 9-й класс 25 часов. С учетом всех этих особенностей и реализуется программа повышения квалификации учителей граждановедения, ее содержание, формы и методы.
От учителя, его подготовки, желания и умения преподавать зависит качество преподавания предмета. Выдающийся педагог, мыслитель К. Ушинский писал: “Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личность в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно”.
На первых порах было главным дать общее представление о содержании и методике преподавания предмета. Неоценимую помощь тверскому институту в этом аспекте оказал Научно-внедренческий центр “Гражданин”. На курсах учителей выступили разработчики содержания и методики предмета Я. Соколов, А. Прутченков и другие. Семинары с учителями граждановедения, которым не удалось присутствовать на занятиях в Твери, были проведены сотрудниками кафедры в городах и районах.
Сегодня подготовку преподавателей граждановедения проводим с учетом особенностей ситуации в стране и того опыта, который уже накоплен. Используются следующие формы: курсы повышения квалификации и целевые курсы, семинары творчески работающих учителей, научно-методические конференции, индивидуальные консультации, стажировка, анализ методики и содержания открытых уроков, посещение уроков граждановедения сотрудниками кафедры и методистами городов и районов, обобщение и распространение опыта лучших педагогов.
Программа профильного курса повышения квалификации учителей граждановедения рассчитана на 144 учебных часа. Состоит из четырех разделов:
1. Введение. Граждановедение как региональный компонент (8 часов).
2. Теоретические основы гражданского образования (68 часов).
3. Методика гражданского образования (48 часов).
4. Основы законодательства о защите прав потребителей (20 часов).
В прошлом учебном году коллектив кафедры теории и методов преподавания обществоведческих дисциплин в городах Старице, Удомле, Осташкове и Кашине проводил целевые курсы повышения квалификации учителей права и граждановедения, рассчитанные на 108 часов, из них 60 часов приходится на право и 48 – на граждановедение. Учителя на курсах изучают содержание и методику преподавания отраслей права (гражданского, уголовного, конституционного и др.), теории и методики граждановедения.
Так как слабо представляют Закон “О защите прав потребителей”, то его содержанию и методике отводятся 24 часа. Рассматриваются темы: потребительский рынок; необходимость знать свои права на рынке; право на информацию; право на качество и безопасность товаров, работ, услуг; потребительская культура в сфере услуг; правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей; право потребителя на государственную и общественную защиту; правовая культура потребителя и способы защиты своих прав.
Программа курсов включает отдельные разделы основ наук, необходимых для теоретической подготовки учителя граждановедения. Рассматриваются (на лекциях, практических занятиях) ключевые понятия предмета: политика, власть, демократия и диктатура, гражданское общество, гражданин, личность, права человека, мораль и право, основы рыночной экономики и др. Анализируя эти понятия, учителя углубляют, осмысливают знания по праву, политологии, социологии, этике, нравственности, экономике, философии и др.
Поскольку ключевая задача преподавателя граждановедения дать не только знания ученику, но и научить применять их в жизни, помочь ребенку овладеть навыками гражданского поведения в обществе, поэтому и обучение учителя на курсах должно быть существенно изменено. В связи с этим особенно много времени уделяется методике гражданского образования и прежде всего использованию интерактивных методов работы. Поскольку в области граждановедение в 5-7-х классах введено за счет регионального компонента учебного плана, то в каждом районе отрабатываются теоретическое содержание и методика проведения занятий по региональной проблематике.
Одна из важнейших задач граждановедения – обучить детей навыкам сотрудничества с другими людьми при решении социальных задач. В связи с этим в программу курсов введена методика социального проектирования. Педагоги знакомятся с опытом этой деятельности, накопленной в Красноярском крае и Самарской области, получают навыки разработки образовательных проектов. Особенно трудно на занятиях постигается методика проведения гражданского форума. На курсах моделируем уроки граждановедения в школе. Активными их участниками являются учителя (исполняющие роли учеников).
Очень важно то, что на наших курсах систематически выступают с лекциями, проводят практические занятия знающие наши педагоги. По теме “Интеграция учебного и воспитательного процесса в курсе граждановедения” выступала М. Николайчук, учительница школы N43 г. Твери, по теме “Возможность использования методов и принципов теории развивающего обучения в курсе граждановедения” – Т. Дмитриева, учительница гимназии N44 г. Твери, и др.
Курсовая подготовка остается одной из самых эффективных форм подготовки учителей. “Курсы были интересными и полезными. В дальнейшей работе использовать буду то, что предлагалось на курсах” – так, как правило, оценивают работу преподавателей кафедры учителя граждановедения.
Важным средством распространения передового педагогического опыта, а следовательно, и подготовки учителя стали теоретические, научно-практические, научно-методические конференции. На областной конференции по теме “Воспитание гражданственности на уроках предметов обществоведческого цикла” с вниманием были выслушаны выступления по проблемам: “Воспитание гражданственности на уроках граждановедения”, “Формирование понятия личных прав в курсах граждановедения и права”, “Формирование ценностей гражданского общества” и др.
Весьма полезной формой подготовки учителей являются открытые уроки, посещение и взаимопосещение занятий. Каждый сотрудник кафедры ежегодно с целью изучения содержания и методики преподавания граждановедения посещает до двадцати уроков учителей города Твери и районов области. Кафедра поддерживает тесные связи с методистами городов и районов, добиваясь тем самым оказания постоянной, адресной помощи учителям.
В Твери третий год ежемесячно проходят занятия с учителями граждановедения. Их проводит опытный, творчески работающий педагог – учительница СШ N21 (по совместительству методист гороно) О. Штыхаренко. Вот некоторые темы семинаров, практикумов: методика урока-практикума на тему “Защита прав потребителей”; психолого-педагогические аспекты преподавания граждановедения (на примере темы “Я познаю себя”); оценка, самооценка знаний учащихся на уроках граждановедения и др. Прошел открытый урок на тему “Наркомания – чума ХХI века”.
Итак, творческими усилиями коллектива кафедры, методических служб городов и районов, учителей Тверской области граждановедение стало одним из самых любимых у педагогов и учеников. Вот мнение Л. Карпычевой, учительницы СШ N9 г. Твери: “Преподаванием курса “Граждановедение” мы, учителя, довольны, но особенно довольны наши дети, многие из них спрашивают: “Почему уроки только один раз в неделю?”. Курс очень понятен учителям и детям. Но иногда родители задают вопросы и бывают недовольны, т.к. считают, что некоторые параграфы или вопросы в них не соответствуют возрасту детей”.
Л. Смирнова, учитель средней школы N25 г. Твери: “Урок граждановедения ученикам дает очень многое, поскольку есть возможность больше узнать о себе как о личности, об обществе и стране, в которой он живет; о тех вопросах, которые его интересуют, но прежде они не изучались в системе. Ученики не боятся говорить, высказывать свою точку зрения, получают конкретные практические задания, расширяющие их кругозор. Учатся искусству дискуссии, умению доказывать, аргументировать свою мысль”. Единодушны в положительной оценке граждановедения учителя городов Бежецка, Бологое, Андреаполя, Торжка, Вышнего Волочка и др.
А вот мнение учащейся 7-го класса средней школы N41 города Твери. Ксения Ядрихинская: “Уроки граждановедения дали мне знание законов, Уголовного кодекса. В общении со сверстниками они тоже мне помогают, помогают выбирать друзей, правильно поступать”. Антон Филиппов, учащийся той же школы: “Уроки граждановедения помогли увидеть жизнь взрослых по-новому”.
Нам удалось подготовить педагогов так, что они в подавляющем большинстве успешно решают воспитательно-образовательные задачи. Сегодня мы прилагаем усилия к тому, чтобы обучение учителей всегда было результативным, отвечающим современным условиям.
Современная жизнь ежедневно подвергает испытанию наших детей, их знания и умения. Не всегда ученики с достоинством решают сложные проблемы жизни. Но самое главное, чего добились педагоги, – дети стали серьезнее и глубже разбираться в вопросах права, политики, демократии, в проблемах современной семьи, понимают, что многое зависит от них самих.

Василий ПАПИН,
заведующий кафедрой истории
и граждановедения ИУУ
Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте