Это здорово, что нынче учительство на августовских совещаниях обсуждало проблемы государственно-общественного управления образованием, причем не в одиночку, а с участием той же широкой общественности, представителей власти. На областном форуме педагогов присутствовали не только высшие чины правительства Омской области, но и почти все министры, руководители многих ведомств. Можно надеяться на то, что наш голос услышат, что социальное партнерство будет укрепляться. А без этого системе образования грозит застой.
Как сделать, чтобы социальное партнерство стало нормой общественной жизни? На практике пока не все ладится. Один из наших партнеров – Фонд социального страхования, который выделяет средства на оздоровление детей в летний период. По стационарным лагерям решены вопросы оплаты труда сотрудников, есть финансирование по другим статьям.
А вот в лагерях с дневным пребыванием весь груз ложится на плечи учителей. Всем известно, что в июне педагоги заняты выпускными экзаменами, работой на пришкольных участках, подготовкой учебных кабинетов, а далее по закону им положены два месяца отпуска. Летом же стараются отдыхать и медики, и работники культуры. И вот тогда в системе образования нарушается трудовое законодательство. У педагогов нет возможности полностью использовать дни летнего отпуска. Предоставляем его с разрывом, иногда и вовсе не получается обеспечить отпуском учителя. Судите сами – в ученической бригаде педагоги должны быть, в других трудовых объединениях тоже. Областные слеты, туристические поездки, повышение квалификации связаны с занятостью учительства летом. На мой взгляд, летний период должен более тщательно прорабатываться на подготовительном этапе. И не только образовательными учреждениями. Здесь требуется участие медиков и работников учреждений культуры.
Учителя-предметники на время оздоровительной кампании становятся педагогами дополнительного образования. Далеко не все могут перестроиться, опыта недостает. Значит, необходима серьезная курсовая подготовка, участие партнеров из других ведомств. Только при этом можно достичь желаемых результатов.
Еще одна партнерская линия, ставшая для нас уже привычной, – это сотрудничество со службой занятости, которая помогает школьникам заработать во время летних каникул. Здесь также выделяют средства только на оплату труда подростков. А кто от школ берется за эту работу? По-разному. Где-то это социальные педагоги, где-то учителя технологии, руководители внеклассной деятельности. Но в штатах не везде эти должности предусмотрены. Службе занятости при передаче школам финансовых средств необходимо предусмотреть оплату организаторов трудовой деятельности.
И еще об одной проблеме в свете 131-го Федерального закона стоит сказать. Это ответственность поселенческой власти за всего одну функцию в отношении образования: «содействие органам опеки и попечительства». Но какими силами? Ответ понятен – опять же силами школьных социальных педагогов, которые давно уже стали не педагогами школы, а педагогами поселений. Хорошо это или плохо? Это работа с самой сложной категорией взрослых! И поскольку местная поселенческая власть только делает свои первые шаги, нужно, чтобы уже в самом начале мы определили границы ответственности и какие-то нормативы.
Что скрывать, доля участия учительства в социально-экономических преобразованиях становится безмерной. И мы, как профессиональный союз, призваны стоять на защите прав и интересов наших работников. Необходима подготовка нормативно-правовой базы для межведомственного взаимодействия как на временный период, так и на долгосрочную перспективу.
О кадрах. Многое делаем в этом направлении в рамках Соглашения с районным комитетом по образованию. Проводим мониторинг кадрового обеспечения учреждений образования для формирования базы данных о педагогическом корпусе и потребности в кадрах с учетом возрастного состава, текучести, фактической учебной нагрузки, дефицита специалистов по предметам. Учитывая повышение среднего возраста педагогических работников, предметно занимаемся подготовкой и закреплением молодых специалистов.
В трех образовательных учреждениях средний возраст учителя составляет 38,7 лет. Обновляется директорский корпус: 4 школы возглавляют директора, возраст которых 30 лет. Сотрудничество с институтом развития образования, Омским государственным педагогическим университетом, открытие его филиала в районе способствуют реализации намеченных планов.
Ежегодно образовательные учреждения пополняются молодыми специалистами. В 2005 году прибыло 5, в 2006-м – 7 выпускников вузов. Это, конечно, мало. Но есть резерв: 47 учителей обучаются заочно в педагогическом университете, поступили в этом году еще 7.
Из средств муниципального бюджета молодые учителя получают подъемные в размере 10000 рублей и ежемесячную надбавку к заработной плате – 500 рублей. Четырем молодым специалистам выделена ссуда на приобретение жилья. Закреплению кадров, повышению престижа педагогического труда способствует чествование учительских династий. Их в районе 10.
Ежегодно проходит районный конкурс «Учитель года», который в результате способствовал созданию совершенно нового профессионального сообщества – клуба «Учитель года», объединившего лауреатов конкурса минувших лет. Это и есть золотой фонд нашего муниципального образования.
Убеждена, что национальный проект «Образование» – наша новая гражданская задача. Содействие созданию общественных организаций в сельской среде – наш профессиональный долг. Если учительство сейчас этого не сделает, то общественно-государственная система управления образованием останется нашим благим пожеланием.
Надежда КОВАЛЕВА, председатель Нововаршавской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки, Омская область
Комментарии