search
main
0

Льготы отменять нельзя

Здоровье нации год от года ухудшается. Это факт. По данным Минобрнауки РФ, 200 тысяч детей учатся сегодня в специальных образовательных учреждениях, еще 240 тысяч особых ребят – в обычных образовательных школах. Однако они, как никто, нуждаются в создании комфортных условий, с ними должны работать специально подготовленные педагоги. Многие хотят продолжать обучение в вузах. Как помочь им адаптироваться в обществе здоровых сверстников, что делается государством и образовательными учреждениями для детей с ОВЗ? Об этом наш сегодняшний разговор.

– С инвалидами мы работаем давно, уделяя основное внимание развитию дистанционных образовательных технологий, индивидуальному обучению инвалидов. Но опыт показал, насколько остро эти люди нуждаются в социальной интеграции, в социальном признании. Поэтому мы стали сторонниками инклюзивного образования, добились статуса пилотной площадки.

Думаю, нам, видимо, все-таки необходимо принять законодательный акт об инклюзивном образовании, который бы чисто формально узаконил понятие инклюзивного образования, ведь вуз должен быть юридически защищен в своих правах и в своей ответственности перед этой категорией студентов. В этом нормативно-правовом акте, наверное, нужно четко расписать все элементы инклюзии, все условия для ее осуществления, для того чтобы такая форма обучения не вызвала серьезного социального отторжения, возможно, на первых этапах прописать и те категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендовано инклюзивное образование.

Этот закон должен утвердить статус вуза как центра инклюзивного образования.

Вузы Российской Федерации с этого года будут участвовать в эксперименте по нормативному финансированию. Последние опубликованные методики, расчеты показали, что там нет места не только инклюзивному образованию, но и вообще обучению инвалидов как

таковых. Ни одного коэффициента, корректирующего затраты, бюджетное финансирование на обучаемого инвалида, ни упоминаний о том, что это должна быть особая заработная плата преподавателей, особые нормативы времени, особое оборудование, в этих методиках, к сожалению, не присутствует. Поэтому сегодня для вуза экономически невыгодно обучать лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Такая же ситуация и с контрольными цифрами приема. Конечно же, нельзя ставить вопрос об отмене льгот для поступления на бюджетные места лицам с ограниченными возможностями здоровья. Но развести две категории людей с ОВЗ и с нормальными параметрами здоровья уже на уровне контрольных цифр, видимо, можно. Вузы, где имеется большое количество бюджетных мест, с этой проблемой не сталкиваются. А у нас вуз средний: около 300 бюджетных мест, 30 образовательных программ.

Я думаю, что назрела необходимость разработать федеральную целевую программу о развитии инклюзивного образования, разработка оборудования и технологии должна стать приоритетным направлением развития науки и техники, потому что с учетом тех тенденций, которые есть в современном обществе (так называемая возрастающая инвалидизация), у нас скоро и космические корабли, и на-нотехнологии будут внедрять именно люди с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны финансировать прежде всего отечественные разработки в области оборудования, техники, технологий для такой категории людей, для того чтобы они получили полноценное, очень качественное образование и смогли быть активными участниками не только нашей социальной жизни, но и научно-технического прогресса.

Следующая очень серьезная проблема – трудоустройство. Но что мешает в рамках программы поддержки предпринимательства выделить специальные лоты, для того чтобы финансировать открытие малых фирм для инвалидов? Уверена, что усилия нашего сообщества вполне позволят решить эту проблему.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте