search
main
0

Летящий Демон . Интеграция живописи и литературы

Искусство как интегрированная духовная доминанта культуры включает в себя многие виды: литературу, живопись, музыку, театр и т.д. Их необходимо синтезировать на основе эстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве. Именно культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, где он живет, и предметно-условном, каковым является искусство.

знакомство с фламандским стилем живописи. Особенности жанра «натюрморт». Роль детали в создании характера героя. репродукции картин Р. Снейдерса «Кухонный натюрморт», «Рыбная лавка»; Аврахама ван Бейерена «Завтрак». рассмотреть особенности стиля «импрессионизм». Исследовать стиль И. Бунина. знакомство с течением «экспрессионизм», творчеством художника Э. Мунка. Работа над стилем Л. Андреева. Показать появление экспрессионистичности в творчестве Л. Андреева. знакомство с творчеством художников Г. Климта и М. Шагала. Через сопоставительный анализ попытаться раскрыть как можно больше граней любви.

Я творю свой предмет, ищу и рискую, фантазирую и изобретаю, веду своих учеников по пути поиска и открытий, грез и сомнений, приучаю самостоятельно находить решение. Интегрируя уроки, я ставлю перед собой задачи: привлечь детей к миру искусства, культуры; развить их творческие способности: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость; формировать потребность в творчестве и общении с искусством; свободно владеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни. Слова Антуана де Сент Экзюпери о том, что «… ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», привели меня к мысли, что только учитель может раскрыть заложенные природой таланты, способности. Я убеждена: все дети талантливы, и учителю дано право открывать и развивать их таланты. Один из способов развития таланта и способностей – интеграция предметов гуманитарного цикла. Она развивает способность к интерпретации художественных произведений, способствует обогащению восприятия ученика. Способность к образной интерпретации, необходимая для чтения и необычайно важная в освоении языка, развивается во многом благодаря изобразительному искусству. Литература помогает следить за происхождением чувств и мыслей, история – социально мотивировать их, язык – воплощать, живопись – ярче и глубже интерпретировать. Как результат – подобные уроки помогают формированию творческой личности, способной вести диалог с окружающим миром, осознавая его уникальность и одновременно с этим единство.

Предлагаю фрагменты интегрированных уроков по литературе и истории искусства (живопись), в которых раскрывается механизм интеграции.

Тема №1. Поэзия и живопись.

Цель: сделать вывод о сходстве путей анализа стихотворения и интерпретации живописного полотна.

Материалы для интеграции:

Лессинг и его размышления о разнице средств изображения действительности в живописи и поэзии (изображение физических тел в живописи и воспроизведение действий в поэзии);

– репродукция картины К. Петрова-Водкина «Пустыня ночью»;

– стихотворение А. Фета «Я долго стоял неподвижно…».

Творческая работа: написать отзыв об оформлении сборника лирической поэзии (или самостоятельно оформить сборник стихов любимого поэта).

Тема №2. Конфликт между идеалом и действительностью как основа романтического разочарования и печали.

Цель: найти ответ на вопрос, что роднит живописные фигуры с героями романтических элегий, а что отличает.

– элегии К. Батюшкова, А. Дельвига, Е. Баратынского;

– репродукции картин О. Кипренского, В.А.Перовского, К. Брюллова «Автопортрет».

Творческая работа: размышление на тему «Чьи картины ближе к романтическим элегиям?»

Тема №3. Метафора в изобразительном искусстве и литературе.

Цель: определить метафоры, рисующие женский образ или образ солнца.

– репродукция картины П. Пикассо «Франсуаза – солнце»;

– стихотворение К. Бальмонта, Н. Гумилева, М. Цветаевой;

– репродукции картин М. Чюрлёниса «Спокойствие», «День»;

– стихотворение С. Есенина «Осень».

Творческая работа: написать метафорический этюд.

Тема №4. Поэты-художники (творчество М. Волошина, В. Маяковского).

Цель: доказать созвучность двух видов искусств.

– стихотворение М. Волошина «Осень… осень… Весь Париж…»;

– стихотворение В. Маяковского «Ночь»;

– репродукции картин О. Дикса «Большой город» и В. Кандинского «Композиция».

Творческое задание: письменная работа «Как отразилось в стихах то, что поэты были одновременно хорошими художниками»?.

Тема №5. «Я лиру посвятил народу своему…» (Лирика Н. Некрасова и творчество художников-передвижников).

Цели:

– знакомство с творчеством художников-передвижников;

– через сопоставительный анализ стихотворений Н. Некрасова и репродукций картин подвести учеников к мысли: в основе схожести тем и мотивов – одинаковый взгляд на окружающую действительность.

– стихотворения Н. Некрасова «Железная дорога», «На Волге», «В полном разгаре страда деревенская», «Размышления у парадного подъезда» и др.;

– репродукции картин В. Перова «Тройка»; Г. Мясоедова «Земство обедает»; А. Венецианова «На пашне», «Весна», «Гумно»; И. Репина «Бурлаки на Волге» и др.

Творческое задание: «Живописность» литературы и «повествовательность» живописи (сопоставительный анализ одного из стихотворений Н. Некрасова и репродукции картины художника-передвижника (по выбору учащихся).

Тема №6. Вечная борьба Добра и Зла.

Цель: сопоставительный анализ «живописного» и «поэтического» Демона. Поиск ответа на вопрос: схожи ли Демоны поэта и художника? Что определяет их сходство и различие?

– поэма М. Лермонтова «Демон» (разные редакции), стихотворение «Демон»;

– репродукции картин М. Врубеля «Демон летящий», «Демон сидящий», «Поверженный Демон»;

– стихотворение В. Брюсова «Демон».

Творческое задание: демоны Лермонтова и Врубеля – символы времени.

Тема №7. Фламандский стиль Обломова: мотив «еды» и его функции в романе И. Гончарова.

Цели: знакомство с фламандским стилем живописи. Особенности жанра «натюрморт». Роль детали в создании характера героя.

Материалы для интеграции: репродукции картин Р. Снейдерса «Кухонный натюрморт», «Рыбная лавка»; Аврахама ван Бейерена «Завтрак».

Творческое задание: мотив «еды» и его функции в поэме Н. Гоголя «Мертвые души».

Тема №8. Импрессионистичность творчества И. Бунина.

Цели: рассмотреть особенности стиля «импрессионизм». Исследовать стиль И. Бунина.

– рассказы И. Бунина «Легкое дыхание», «Солнечный удар»;

– репродукции картин Э. Мане «Молодая женщина среди цветов», О. Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари».

Тема №9. Экспрессионизм прозы Л. Андреева.

Цели: знакомство с течением «экспрессионизм», творчеством художника Э. Мунка. Работа над стилем Л. Андреева. Показать появление экспрессионистичности в творчестве Л. Андреева.

– текст повести Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского», «Он»;

– репродукция картины Э. Мунка «Крик».

Творческое задание: о чем кричит Л. Андреев?

Тема №10. Что есть любовь и почему ее обожествляют люди?

Цели: знакомство с творчеством художников Г. Климта и М. Шагала. Через сопоставительный анализ попытаться раскрыть как можно больше граней любви.

– тексты повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Суламифь»; романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

– репродукции картин Г. Климта «Поцелуй», «Любовь» и М. Шагала «Голубые любовники», «Прогулка».

Наталья ОРЛОВА, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры средней школы №3 , Ленск, Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте