Илона Решетникова, учитель истории и обществознания из Московской области, на одном семинаре рассказала коллегам, как пробудила у своих ребят желание стать «летописцами» XX века.
Однажды на урок она принесла чудом сохранившийся дневник своей прабабушки Анны Павловны, учительницы начальных классов. В далекие 30-е годы прошлого столетия она завела толстую тетрадь, в которую заносила свои впечатления о том, что происходило вокруг. Ей тогда было всего 15 лет, и многое казалось непонятным. Скажем, почему сильные крестьянские хозяйства разорялись, а их владельцев вместе с семьями ссылали в Сибирь, а дома и все имущество, нажитое трудолюбивым «кулаком», передавались бедным. Бедные же тем не менее оставались в нищете, потому что доставшееся им чужое богатство быстро проматывали. «Почему так неразумно поступают наши правители, – недоумевала Анна Павловна, – ведь от этого всего скудеет земля, скудеют села, а значит, наносится ущерб всей стране?»В годы войны она описывала конкретных людей, которые добровольно, даже не достигнув совершеннолетия, всеми правдами и неправдами добивались, чтобы их отправили на фронт. А она сама в легком пальто в зимние морозы вместе с другими женщинами рыла окопы на подступах к Москве.Эти живые воспоминания о событиях XX века ребята восприняли с большим интересом, нежели страницы из учебника, посвященные тому времени. Потом было обсуждение, и Илона Васильевна предложила им по желанию вести свои дневники, в которых они могли бы рассказывать о событиях, которые их взволновали, которые показались особо важными, касающиеся жизни страны, международной и их собственной. «Это, – сказала она, – будет через много лет интересно и вам, а потом и вашим детям. Пройдут десятилетия, и историки дадут свою оценку, свою интерпретацию нашему времени, и вы тогда сможете сравнить со своими впечатлениями».Таким способом Илона Васильевна хотела научить ребят быть более наблюдательными, уметь анализировать заинтересовавшие их события, черпать сведения из разных источников, сопоставлять информацию, анализировать и только затем формулировать собственное мнение.Несколько учеников действительно последовали совету своей учительницы и стали вести дневники. И однажды на классном часе рассказали о том, что их особенно взволновало в последнее время, и даже поделились некоторыми своими мыслями, которые они записали в «секретные» тетради.К примеру, один ученик побывал на митинге на Болотной площади, потом на альтернативном митинге и описал свои впечатления. Другой со слов своего брата, вернувшегося из армии, рассказал, как сегодня служится нашим солдатам. Так Илона Решетникова учит подростков наблюдать, мыслить, сомневаться, искать ответы самостоятельно, а не принимать услышанное за истину в последней инстанции.
Комментарии