Семен Андреев – давний друг нашей газеты, ветеран профессионально-технического образования, почетный член совета клуба ветеранов педагогического труда ПТО «Связь поколений» при Музее профессионального образования города Москвы. Над книгой «Совершенное ими бессмертно» он работал долго, бережно собирая по крупицам информацию об этих людях, героях войны. И вот фундаментальный труд о героях войны – выпускниках учебных заведений профессионально-технического образования Москвы появился на свет. Эта книга – роскошно изданная (автору помогли ее создать дизайнеры Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина) летопись боевой и трудовой славы москвичей.
Автор книги начинал трудовую деятельность в Ленинграде в ремесленном училище №13 в 1956‑1958 годах. Работал на Ижорском заводе имени Жданова. С 1965‑го был помощником руководителя (сегодня эта должность называется «заместитель директора») по культурно-воспитательной работе в ПТУ №6 Ленинграда. С 1968 года работал в Москве, в аппарате Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию. С 1983‑го он начальник Управления общественных дисциплин и воспитательной работы, член коллегии Госпрофобра. Трудовую деятельность завершил в мэрии Москвы. Более 45 лет трудового стажа, из них более 10 лет в ПТО.
– Все, что я считаю наиболее важным, – говорит Семен Андреевич, – я стараюсь сохранить в своих книгах. Это наша история, память о героях страны, о героях трудовых резервов. Написал книги о выпускниках системы ПТО: «Совершенное ими бессмертно» – о Героях Советского Союза (3 книги) и «Звезды рабочей доблести» – о Героях Социалистического Труда; «Имена Героев Родины в названиях улиц Москвы» – о москвичах. Принимал участие в создании книги «Атлас Москвы 1941‑1945» и написании биографических статей для Московской энциклопедии («Лица Москвы»). Я всю жизнь благодарен всем мастерам и преподавателям, фронтовикам, у которых учился в ремесленном училище, и тем, с кем позднее работал. Профтехучилище – это не только профессия, это жизненные принципы, которыми руководствуюсь по сей день.
В книге более сотни героев. Это обстоятельный рассказ о жизни и подвиге удивительных людей, их судьбы тесно переплетены с судьбой страны, а имена накрепко вписаны в историю России. В «Учительской газете-Москва» сегодня мы представляем фрагменты этого альманаха героизма.
От курсанта до генерала
Такой славный путь прошел бывший комсомольский вожак молодежи Московского станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе Михаил Кузнецов.
Путь в небо у Михаила обычен для сверстников его поколения. Школа, получение профессии, производство. Изучая начальный этап биографии, написанной самим героем, приходишь к убеждению, что стал бы Михаил знатным электромонтером, энергетиком или общественным деятелем, если бы комсомол в 30‑е годы не объявил на своем IX съезде о шефстве над Военно-воздушными силами. Если бы не зазвучал с огромным притягательным потенциалом среди молодых сердец лозунг «Комсомолец – на самолет!». Автору лично довелось видеть патриотический отклик в сердцах юношей и девушек, когда прозвучал призыв комсомола отправиться на освоение целинных и залежных земель. Мне, 18‑летнему комсомольскому работнику, довелось провожать на целину свою родную сестру и многих других молодых патриотов. Но вернемся к биографическим ступенькам жизни Михаила Васильевича Кузнецова. В 1921 году семья перебирается и обустраивается в Москве. Отец Михаила, мастер-шорник Василий Кузнецов, устраивается на фабрику «Пролетарий» Ленинского района, где проработает 26 лет при общем рабочем стаже на кожевенных предприятиях города 44 года. За трудовую доблесть в 1940 году он был награжден орденом «Знак Почета» и в 1945‑м – медалью «За оборону Москвы». В 1924 году Михаил поступает в школу №24 в Замоскворечье и вступает в пионеры. Затем – в комсомол при заводе «Красный поставщик» (позднее – завод имени Кагановича). В то время первые пионерские организации создавались при заводах и фабриках. Вожатыми в пионерских отрядах работали лучшие рабочие предприятий. В пионерском отряде у ученика электромонтера завода «Красный поставщик» Михаила Кузнецова (к тому времени юноша работал на заводе) раскрываются организаторские способности. Он становится инициатором организации столярного кружка, где по выходным дням подростки столярничают, проектируют и строят модели планеров и самолетов. Проходит совсем немного времени, и жизнь комсомольца Кузнецова набирает обороты и наполняется важными событиями.
Его как рабочего-активиста пионерского движения выдвигают на работу пионервожатым одной из школ района, а через короткое время в районное бюро пионеров. Вскоре РК ВЛКСМ рекомендует Михаила секретарем комсомольского комитета ФЗУ при заводе имени Орджоникидзе. Юноша становится признанным лидером учащейся молодежи. Михаилу доверяют руководство одновременно и заводской комсомольской организацией станкостроительного завода (1931-1932 гг.).
В 1933 году по мобилизации ЦК ВКП(б) комсомольский работник Михаил Кузнецов призывается в Красную армию и становится курсантом Ейской военной школы морских летчиков. После ее окончания он пройдет тернистый путь от курсанта военного училища до генерал-майора авиации. М.В.Кузнецов служил младшим летчиком в 201‑й авиабригаде Белорусского военного округа. В1938 году он был переведен старшим адъютантом эскадрильи в 15‑й истребительный полк 70‑й авиабригады Белорусского особого военного округа. В 1939-1940 годах летчик участвовал в боевых действиях полка по возвращению Западной Белоруссии в состав СССР и в Советско-финляндской войне.
Уже в самом начале войны на Ленинградском фронте разнеслась слава о бесстрашном летчике капитане Кузнецове, сбившем (с 22 по 13 декабря 1941 года) в воздушных поединках с гитлеровскими асами 10 немецких самолетов разных типов, из них 6 лично и 4 в группе. Последнее обстоятельство имело тем большее значение, что немцы успели к тому времени на весь мир растрезвонить о «непобедимости» их «мессершмиттов».
Личным примером он показывал, как надо драться с фашистскими стервятниками, а летчики, воспитанные Кузнецовым, показывали образцы мужества, храбрости и отваги в борьбе с ненавистным врагом.
Пионер ледовой разведки
«Полярное крещение» Михаил Бабушкин получил в начале XX века, обслуживая зверобойные экспедиции в районах Крайнего Севера. В те годы в зверобойном промысле участвовали 4 российских ледокольных судна: «Малыгин», «Сибиряков», «Седов» и «Русанов». Каждое из них стремилось добыть как можно больше гренландского тюленя и как можно скорее выполнить плановое задание. Но это зависело не только от команд промысловых судов. Малоподвижные во льдах, лишенные широкого горизонта, они по нескольку дней могли стоять недалеко от массовой лежки зверя и не знать об этом. «Глазами» судов мог бы стать самолет. Но появление авиации на зверобойном промысле экипажами судов и местными охотниками было встречено с большим недоверием. Михаилу Бабушкину, одному из первых полярных летчиков, пришлось приложить немало усилий, чтобы растопить лед недоверия в использовании самолетов. Этому помог случай.
Несколько охотников из полярного населенного пункта Койда отправились на поиски и забой тюленя. В это время на море разразился жестокий шторм. Льдину с охотниками унесло далеко в море. Но одному из них удалось добраться до берега. Когда его, обмороженного, нашли односельчане, он рассказал о произошедшей трагедии. Горе жен и детей пропавших охотников было беспредельным. Когда шторм стих, Михаил Бабушкин вылетел на поиски попавших в беду людей.
На девятый день поисков, когда летчик решил возвращаться на базу, он обнаружил охотников. Сбросив попавшим в беду людям продукты, он полетел на поиски ближайшего ледокола, чтобы снять их с дрейфующей льдины. Но и здесь Михаила поджидали трудности. Нужно было не только посадить самолет вблизи ледокола, но и взлететь. Бабушкину удалось успешно решить эту задачу, хотя это была его первая посадка на дрейфующий лед. Летчик позднее писал: «Странная привычка у человека – ходить по земле и чувствовать твердую почву под ногами… Мы так привыкли к этому, что просто не обращаем внимания, а вот когда самолет сел на лед и он не провалился, я все же не был уверен в прочности моего аэродрома. Какое-то невольное напряжение владело всем существом, с опаской я делал каждый шаг. Потом я неоднократно садился на плавучие льды и постепенно овладел этим искусством». С этого времени летчик обретает доверие и дружбу экипажей промысловых судов и поморов. Его по праву будут считать пионером посадки самолетов на дрейфующие льды.
Подвиги морского разведчика
Виктор Леонов был выходцем из рабочей семьи текстильщика зарайской текстильной фабрики «Красный Восток» Николая Родионовича Леонова.
На службу в Военно-морской флот Леонов пришел задолго до войны, в 1937 году, и поэтому к началу Великой Отечественной был уже опытным, бывалым воином. В те грозные дни Виктор Леонов не хотел оставаться на вспомогательной службе в мастерских, а стремился лично бить фашистов. Виктору не без труда удалось добиться разрешения о переводе на фронт. Его откомандировали с плавучей мастерской в разведывательный отряд морской пехоты Северного флота. Он к тому времени прошел нелегкую школу несения службы на подводной лодке, и в этом смысле тяжелый ратный труд разведчика, действующего в тылу противника, был ему по плечу. Безукоризненно выполнял отряд самые сложные задания командования.
Осенью 1941 года горно-егерские дивизии немцев шли на Мурманск. На помощь войскам Красной армии командование флота стало посылать десантные отряды моряков.
В первой же боевой операции матрос-разведчик Виктор Леонов в рукопашной схватке «снял» двух немецких часовых и взорвал склад с боеприпасами. Воинское мастерство морского разведчика было отмечено боевыми наградами. На груди лейтенанта Леонова засверкали медаль «За отвагу» и орден Красного Знамени.
Будучи командиром разведотряда Северного флота, Виктор Леонов около 50 раз водил его в тыл противника. Отряд вскрывал вражескую оборону, разрушал опорные пункты, связь, взрывал склады с боеприпасами и продовольствием, доставлял «языков», тем самым обеспечивая успешные боевые действия частей морской пехоты и кораблей Северного флота.
Венец жизни – бессмертие
Данко – это не только герой красивой легенды из рассказа Максима Горького. Это мечта людей о гордом и смелом человеке, отдающем за их счастье свою жизнь.
Борис Дмитриевский в грозном 1941‑м успел окончить только среднюю школу. С первых дней войны Борис стремился уйти на фронт, но ему еще не было 18 лет. Парень считал дни до совершеннолетия, а пока вместе со взрослыми дежурил на крышах домов, оберегая родной город от вражеских «зажигалок», сооружал оборонительные рубежи под Москвой.
Член военного совета 1‑й гвардейской танковой армии, генерал-лейтенант Н.К.Попель, прошагавший по дорогам Великой Отечественной войны с первого ее дня и до Берлина, в своих воспоминаниях отмечал: «Я встречался со многими почти мальчишками, становившимися за полгода фронтовой жизни исправными солдатами. Почти не помню таких, которые мечтали бы прежде о военной карьере. За оружие они взялись по необходимости, хотя и с энтузиазмом. Этот энтузиазм, предполагавший быстрый и шумный триумф, с течением времени улетучивался, зато постепенно приходило умение достойно делать свое солдатское дело. Втянувшись в походную жизнь, относились к ней как к чему-то само собой разумеющемуся – надо, так надо. Они расставались с юношескими иллюзиями, но не с юношеским тщеславием».
В феврале 1943‑го, после окончания с отличием Саратовского танкового училища, Борис Дмитриевский оказался на передовой. Участвовал в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Литвы, сражался в Румынии и Восточной Пруссии. Благодаря воинскому мастерству он стал командиром танковой роты.
Два месяца он не дожил до Победы – пал в бою смертью храбрых, но в свои 22 года сделал для Родины все, что мог. За исключительную смелость, мужество в бою, личный героизм Борису Николаевичу Дмитриевскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1962 году в память о герое-москвиче 1‑й Зачатьевский переулок был переименован в улицу Дмитриевского.
Комментарии