Сегодня тенденция времени такова, что все больше и больше детских летних лагерей становятся профильными. Детям стала доступна возможность не просто отдохнуть, но и получить знания, попробовать свои силы в интересной для себя деятельности – технической, научной или творческой.
Одним из наиболее востребованных видов деятельности в летний период является кинотворчество – кинолагеря, киносмены и кинофестивали, где дети учатся снимать фильмы и сами снимают кино. Основными кинообразовательными формами такой организации сегодня являются две, первая ориентирована на подготовленных (мотивированных) детей, вторая – на неподготовленных (отдыхающих).
На киносмены в «Артек», «Орленок», «Смену» и «Океан» обычно приезжают мотивированные, хорошо подготовленные дети – победители различных конкурсов или фестивалей, те, кто уже что-то снимал сам или в студии своего родного города. Таким участникам интересны специальные мастер-классы, встречи с профессионалами, работа со сложной техникой. В этих лагерях дети после прохождения обучения сами пишут сценарии и снимают кино самостоятельно – без непосредственного участия взрослых. Такие лагеря рассчитаны на детей старше 12‑14 лет.
Но большинство киносмен ориентированы все-таки на детей 7‑15 лет, которые впервые соприкоснутся с миром кино. И здесь важно понимать, что основная задача не столько научить детей снимать, сколько погрузить их в мир киноискусства, ознакомить с языком кино, дать увидеть рождение экранных образов. Большинство из этих детей, возможно, никогда не свяжут свою жизнь с кино профессионально. Но полученный опыт личного участия в создании кинопроизведения, яркие впечатления от свершающейся на их глазах магии кино останутся с ними навсегда.
Именно с такими неподготовленными детьми мы работаем в детской студии «КиноНива» в лагере «Нива» (г. Геленджик). Здесь фильмы создаются совместным творчеством детей и взрослых, во время которого происходят и обучение, и обсуждение, и проговаривание смыслов будущих картин. В результате дети легко и с интересом включаются в творческий процесс и становятся соавторами, не погружаясь в технологические нюансы написания сценариев и создания фильмов. Мы не пытаемся из неподготовленных детей делать режиссеров и операторов. Мы закладываем основы аудиовизуальной грамотности и киночувствительности.
Обобщая свой опыт работы как с детьми подготовленными, так и с отдыхающими, приведу шесть основных аргументов в пользу того, чтобы приехать на киносмену.
Профориентация
Хороший кинолагерь – это микромодель кинематографа, в которой все по-настоящему. Параллельно с получением необходимых теоретических основ ребята проходят все этапы создания фильма на практике. Такая игровая форма, в которой все выглядит и функционирует, как в настоящем кино, позволяет участникам киносмены попробовать свои силы в разных кинопрофессиях, осознать свои склонности, поверить в свои силы и проверить способности. Можно мечтать о профессии актера, а можно проявить себя на съемочной площадке. И тогда станет ясно, надо ли продолжать или стоит попробовать себя в чем-то ином. Часть детей воодушевляются еще больше, другие разочаровываются в своем выборе. Оба варианта полезны.
История 1
Федор мечтал о профессии режиссера. В лагере «Смена» он живо взялся за проект, но было жарко, съемки давались ему мучительно сложно, он никак не мог построить кадр, обижался на всех. В какой-то момент попросил помочь оператора, а сам встал за камеру. К концу проекта режиссером он остался только в титрах, фактически всю работу сделал оператор. Но Федор не пожалел об опыте, решив, что кинорежиссура – это не его будущее.
История 2
В лагерь «Нива» Василий приехал первый раз в 13 лет. Его пригласили на главную роль в киностихотворении. Несмотря на то что он сыграл очень хорошо и фильм получился, Василий остался недоволен собой. В следующий приезд он был в команде звукорежиссером и администратором, отлично справляясь и с той и с другой работой, но в кадр заходить категорически отказался. Сказал, что за кадром интереснее.
Командный тренинг
Даже короткометражный фильм в отличие от скульптуры, написанной картины или литературного произведения невозможно сделать одному. Магия кино создается усилиями десятков или даже сотен человек, которые объединяются для осуществления кинопроекта. В лагере детям приходится сотрудничать для слаженной работы, помогать друг другу, спорить, но не ссориться, убеждать, но не требовать.
История 3
Алина почти расплакалась, когда из ее команды на третий день остались только двое – она и оператор. Все остальные увлеклись другими кружками и занятиями. Чтобы привлечь ребят, она ходила по корпусам и рассказывала о своем фильме. К вечеру она потратила все деньги на печеньки, накормила новую команду, и в итоге они вместе сняли хорошее кино.
История 4
Дима приехал в «Орленок» уже в третий раз. В этот раз он придумал историю и сгоряча пообещал знакомой девушке, что она снимется в главной роли. Но режиссер не утвердил на роль подругу сценариста. Дима, посмотрев пробы, согласился с режиссером и, преодолев себя, честно сказал об этом своей знакомой. Скандала избежать не удалось, но спустя время эта девушка с удовольствием подбирала костюмы для актеров фильма, сценарий к которому сочинил Дима.
Ответственность
В команде каждый отвечает за свою часть работы, и, если ты что-то не сделал, весь процесс рушится как карточный домик. Не смог – подвел всю группу.
История 5
Леня попросил Оксану помочь найти форму полицейского для съемок. Девушка сказала, что договорилась с охранниками лагеря и перед съемками возьмет у них. Леня уже отрепетировал сцену, готов снимать, но нет ни формы, ни Оксаны. Он звонит ей, а девушка небрежно отвечает, что форму взять не получилось. Съемку пришлось отменить.
История 6
Катя очень хотела сняться в главной роли и, когда ее утвердили, летала от счастья. Но съемки оказались очень долгим и мучительным процессом. Катя сказала подругам: «Это первый и последний раз, когда я снимаюсь в кино». И на следующий день, забыв о съемках, Катя собралась с отрядом на экскурсию. Уже в окне автобуса она увидела, что вся съемочная группа собралась, а она уезжает. Без нее кино не снимут… Катя решила вернуться, хотя очень хотела поехать на экскурсию. Она не смогла подвести свою группу и потом с радостью вышла на премьеру фильма и гордилась сыгранной ролью. Обещает приехать в лагерь «Нива» и в этом году.
Творчество и терапия
Создание фильма – творческий процесс, и он не прекращается ни на одном этапе. Новые идеи рождаются в любой момент, как при создании сценария, так и на съемочной площадке. А потом и при монтаже. Все дети по своей природе творцы и искатели. И в кинопроцессе, где совмещено и то и другое, дети чувствуют себя очень комфортно. Придумывают и ищут пути осуществления. Много обсуждают и воплощают. Проговаривают любые темы и находят в кинотворчестве выход внутреннему напряжению и скрытым переживаниям.
История 7
На занятие по сценарному мастерству в лагере «Смена» пришла новая девочка, села в уголочке и тихо так говорит: «Хочу написать сценарий». «Ладно, – говорю, – рассказывай свою историю, а мы послушаем». – «У одной девочки умер папа. Она его очень любила и после этого совсем закрылась и перестала выходить из дома…» «Слушай, – говорю, – а нельзя что-нибудь повеселее?» И вдруг вижу слезы в глазах у ребенка. «Это, – говорит, – история про меня. Папа был хороший…» Беру свои слова обратно и прошу продолжить. «Девочка не хотела жить. И тогда мама ей принесла маленького щенка…» У девочки непроговоренная боль. Надо снимать. И вот написание сценария превращается в психотерапевтический сеанс. Три часа проговорили о потерях, боли, прощении, любви, смирении и выживании.
История 8
Все фильмы обычно выкладываются в Интернет, и тут у них происходит второе рождение. Их начинают смотреть те, кто не был в лагере. Саша посмотрел фильм о том, как мальчик, будучи от природы очень стеснительным, проявил смелость. После фильма пошел к родителям и, преодолев себя, сказал, что хочет ехать именно в наш лагерь, а не на дачу со знакомыми. Так он попал в нашу команду и затем активно принимал участие в съемочном процессе.
Киночувствительность
Дети в лагере не только принимают участие в создании фильмов, но и смотрят другие картины, обсуждают их. Таким образом, вырабатывается способность воспринимать глубину фильма, характеры персонажей, осмысленно смотреть и оценивать авторский замысел. Все это позволяет юным участникам киносмены познавать кино, а через кино и самих себя.
Результат
Обычно киносмена заканчивается просмотром снятых фильмов. Поскольку каждый участник кинолагеря активно вовлечен в процесс – придумывает, снимает, помогает, монтирует, то, естественно, он хочет увидеть результат своей работы. Премьера фильма, снятого на киносмене, – это буря эмоций, радость от свершившегося чуда и огорчение от того, что что-то не успели, не смогли или не получилось, это признание успехов и надежды на следующий фильм, который обязательно будет лучше.
Летние каникулы – это время не только для отдыха, но и для кинотворчества. Можно успеть сделать то, на что в течение учебного года порой просто не хватает времени.
Комментарии