Быть полезным современному ученику – значит открыть перед ним двери образования общего и профильного, урочного и внеурочного, дать возможность попробовать и выбрать, ошибиться или убедиться в правильности принятого решения. Быть нужным будущему работнику – значит показать важность предметных и надпредметных знаний, вооружить его инструментами, которые помогут ему найти свое место. Проигрывают те учреждения, которые ограничивают себя рамками только школьного образования. Рискуют отстать те учителя, которые считают только свои уроки источником информации, кладезем знаний своих учеников.
Хотим мы этого или нет, но образовательный процесс уже давно перестал быть таинством, совершаемым между учеником и учителем. Школа сегодня немыслима без взаимодействия с родителями и обществом, а значит, многократно возрастает наша ответственность за каждый урок, и проводить его нужно так, чтобы, выложенный в Интернет, он не терял своей глубины и целостности. Ведь мы, учителя, стоим на пороге создания новой интернет-культуры уроков, сбывается мечта многих педагогов: мы можем говорить не только со своими учениками, у нас есть возможность воздействовать на общество. Выйдя в интернет-пространство, оставаться образцом для учеников – нелегкая ноша современного учителя. «Имеет ли учитель право на ошибку?», «А судьи кто?» – вопросы на полях. Как создать урок, который, говоря современным языком, соберет лайки, а не превратится в сборник ляпов? Видимо, наступает время коллективного творчества, создания союзов, в которых учителя смогут конструировать и обсуждать, спорить и реализовывать свои планы. Будет ли это объединение виртуальное или реальное, по территориальному принципу или по интересам, покажет время. Однако, «выходя в народ», творя для пространства и социума, мы не имеем права забывать о человеке, том самом, сидящем перед нами за партой с широко открытыми глазами и ловящем каждое наше слово, движение, мысль, или о том, с парты последней, ушедшем от нас в иную реальность вместе со своим телефоном. Мы в ответе за каждого из них. Как школе оставаться интересной каждому ученику? Еще один знак вопроса. Каждый учитель создает свой рецепт мотивации: интересные лабораторные практикумы, «вылазки за знаниями» в город, музей, парк, коллективное блуждание в интернет-пространстве во имя поиска важной информации. Тесными становятся рамки классно-урочной системы, появляется необходимость в создании и реализации индивидуальной образовательной траектории, удобной и понятной и ученику, и родителю. Приходится прощаться с главной догмой образования: «Если я не научу всему ребенка на уроке, то он уже нигде не сможет этому научиться». Однако все участники образовательного процесса должны понимать, что в процессе образования за яркими мероприятиями, модными тренингами и проектными сессиями стоят деятельность ребенка, его труд, каждодневные интеллектуальные усилия. Новые технологии не упрощают работу учителя, они дают ему новые инструменты, помощников в борьбе за качество образования. Современная школа, открывая двери новому, сохраняет свою ответственность за глубину и системность знаний. Но жизнь ребенка не ограничивается школьными стенами. Для подростка во все времена было значимым показать себя миру. В сложное время многочисленных соблазнов, ярких лозунгов и призывов задача школы – помочь ученику найти дело по себе, реальное, а не бумажное; подсказать, а не заставить, объяснить, а не запретить. Как уйти от штампов и стереотипов? Где современному школьнику найти настоящее дело? Понимая важность воспитательной составляющей, мы поддерживаем волонтерские проекты наших учеников, отправляемся с ними в экспедиции и походы, мы учим их терпимости и толерантности, умению не только отстаивать свое мнение, но и с пониманием относиться к позиции другого. У каждой школы свои способы: создание ученической службы примирения, детской общественной организации, поискового отряда. А когда социальным партнером становится город, заказчиками – городские службы, муниципальные органы, мы можем быть уверены, дети осознают свою значимость и важность своего вклада. Помощь учащимся в налаживании социальных связей – еще одна задача школы. Июнь – это пора подведения итогов года. Года школьного, некалендарного. И все, кто так или иначе связан со школой, образованием, ждут с новыми идеями, творческим нетерпением, надеждой и предвкушением, когда первый звонок начнет отсчет нового учебного года. Июнь – это лето, это новые идеи, новые события, новые друзья, это новое время для созидания нашего образования – нашего общего будущего. Июнь – это пора смелых планов, осуществлять которые мы будем все вместе уже очень скоро. Настанет время заменять вопросительные знаки восклицательными. Ольга ТЕРТУХИНА, директор гимназии №1554, председатель межрайонного совета директоров №4
Комментарии