search
main
0

Лето души

Россию Бог обделил теплом и светом. Возникнув на рекордной для всего остального мира шестидесятой широте (город Ладога на реке Волхов стал столицей первого известного историкам русского княжества во главе с князем Рюриком), наша древняя государственность на вечные времена обрекла нас на холод и тьму. Нам приходится довольствоваться коротким летом и скудным теплом, сносить господство долгих зимних метелей, покрывающих просторы нашей Родины бескрайней снежной пеленой. В этом наша судьба. От этого произошел наш особенный национальный характер. Этот крест нам нести. И ждать в холода, когда же наступит жара, чтоб невыносимая, хоть и краткосрочная. Чтобы можно было выехать за город (по-своему счастлив тот, кто живет вне города!), на дачу, в деревню, просто в лес, наконец, чтобы пройтись босиком не по асфальтовой мостовой, а по узкой грунтовой, вьющейся меж высокой некошеной травы тропинке. Ощутить стопами живую землю – шероховатую, бугристую, испещренную муравьиными “подземными переходами”.
И вот настало. Взорвавшаяся в мае зелень листьев на деревьях и кустарниках успела за июнь заполонить все пространство между голыми еще недавно ветками. Нежный салатный тон сменился на более грубый хаки. Цветы незаметно для глаза превратились в плоды. В траве вдоль тропинок попадаются красные капельки земляники. А для учителя это кратковременное буйство природы чудесным образом каждый год совпадает с отпуском. Впрочем, когда вместо отпуска его ждут летний трудовой лагерь, заботы о земельном участке (своем личном или опытном учебном), ремонт школьного здания, другие какие-то неотложные дела, все равно лето для учителя совпадает с каникулами. А это тоже отдых от ежедневных подготовок, от нравоучительных бесед со своими подопечными (и как же они изматывают самих наставников!), от совещаний, педсоветов и педконсилиумов, предметных комиссий и от календарных планов. Все это на время можно оставить, чтобы обрести большее – жизненный стимул на год вперед. Теперь пришло время впитывать в себя тепло, как делают это трава у дороги, листья на деревьях в лесу. Настала пора вбирать в себя впечатления, чтобы сохранять их потом весь год.
Ныне главная задача учителя – уберечь и унести в себе все увиденное и услышанное, прочувствованное сегодня. Чтобы долгими зимними вечерами согреваться от воображаемой печи: как дрова горят в топке, излучая тепло, запасенное деревом, когда оно еще стояло в бору и впитывало в себя энергию солнца, так на душе пусть станет теплее в самую лютую стужу от воспоминаний о минувшем лете.

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте