search
main
0

Летняя перезагрузка

Как учить в условиях дефицита ресурсов?

Летняя школа-стажировка педагогов сельских образовательных организаций Республики Карелия «Педагогические стратегии повышения качества образования в условиях дефицита ресурсов» прошла в Толвуе и собрала 38 человек.

Сельского педагога нужно готовить и сопровождать в профессиональной деятельности целенаправленно

Жаркое лето 2021 года запомнится жителям Карелии южным теплом. Среди приятных воспоминаний карельские учителя особо выделят четыре солнечных дня Летней педагогической школы-стажировки (ЛПШ), состоявшейся на базе Толвуйской средней школы Медвежьегорского района, руководит которой Виктория Стафейкова, учитель начальных классов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018.

Кроме толвуйских учителей участниками ЛПШ-2021 стали педагоги из Калевальского района – Кепская ООШ, Лоухского района – Сосновская СОШ, Олонецкого района – Ильинская СОШ, Прионежского района – Деревянская СОШ, Ладва-Веткинская СОШ, Шокшинская СОШ, Медвежьегорского района – Великогубская СОШ, Шуньгская СОШ, Петрозаводского городского округа – лицей №40, Финно-угорская СОШ.

ЛПШ для понимания можно назвать выездными курсами повышения квалификации, она организуется для педагогов из сельских территорий Карелии – директоров и их заместителей, учителей-предметников и воспитателей дошкольных групп, социальных педагогов и других специалистов образования – четвертый раз. Впервые такой формат обучения, рассказала исполнительный директор Ассоциации сельских школ Зинаида Ефлова, состоялся в 2017 году на базе школы в Шокше Прионежского района, потом – в Коткозере Олонецкого и в Усть-Реке Пудожского районов.

– По известным причинам перерывом стал 2020 год. Принимающие сельские школы обучаются целыми педагогическими коллективами, а относительно приезжающих предпочтительно участие школьных команд из нескольких представителей, – пояснила концепцию события Зинаида Ефлова, уточнив, что для негородских школ остаются актуальными особые формы повышения квалификации.

Особая подготовка

Сельского педагога, уверена Зинаида Ефлова, нужно готовить и сопровождать в профессиональной деятельности целенаправленно.

– Не вдаваясь в подробности, скажу так: свое­образие социокультурной образовательной ситуации на селе и особенности жизнедеятельности сельской школы непосредственно отражаются и определяют специфику профессиональной деятельности сельского учителя – многопредметность, полифункциональность, включенность в сельский социум, динамичную сменяемость видов деятельности и образа жизни в амбивалентных сегодня социально-экономических условиях сельских территорий, – поясняет эксперт.
Существующие усредненные варианты профессиональной подготовки в СПО и в вузах, как и в дополнительном образовании педагогов, – для массовой школы города. Сельскую специфику они практически не затрагивают, что, считает Зинаида Ефлова, является дискриминационным в отношении категории сельского учительства. В итоге учитель негородской школы остается один на один со сложнейшими и неординарными сельскими проблемами и вопросами, которые ему нужно решать здесь и сейчас, чаще всего методом проб и ошибок.

Идея ЛПШ не нова, ее истоки в таких форматах, как курсы и съезды земских (сельских) учителей, популярные в середине XIX – начале XX века, собиравшие одновременно до сотни и более педагогов. По сути, это были профессиональные педагогические форумы, длившиеся от нескольких каникулярных дней до полутора-двух летних месяцев, обычно проводились в губернских городах, куда съезжались и сходились учителя из самых дальних уголков российской провинции. В содержании обучения учителей непременно были общий обзор состояния современной просветительской мысли в школьном деле и достижений педагогической науки; лекции и практические занятия по методикам обучения грамоте и письму, объяснительному чтению, письменному изложению мыслей и другим школьным предметам; новейшие сведения из естественно-научного и гуманитарного знания и культуры. Обязательно организовывались различные формы практических занятий – образцовые уроки, беседы, консультации, обмен опытом. Здесь открыто обсуждались проблемы образования – материально-техническое и учебно-методическое обеспечение сельской школы, положение сельского учителя.

Этот формат и был использован во время проведения ЛПШ в Толвуе, поясняет исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии.

От первого лица

Виктория СТАФЕЙКОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, директор, учитель начальных классов Толвуйской средней школы Республики Карелия:

– В течение многих лет внимание государства было направлено на лучшие, успешные школы, про них писали в СМИ, изучали и распространяли их опыт. Но, к счастью, в рамках проекта «500+» стали глубоко и серьезно изучать школы, работающие в сложных социальных условиях. И выявили интересную закономерность. Школы, работая в одинаковых условиях, показывают абсолютно разные результаты: одни – стабильно низкие, а другие не только живут интересной жизнью, но и улучшают свои показатели по разным направлениям. Неблагоприятный внешний контекст, внутренняя образовательная политика школы, результаты внешних мониторингов стали поводом для включения нас в список школ с низкими образовательными результатами (ШНОР). Сначала мы расстроились. Мне как руководителю сначала было непонятно, что мы делаем не так, ведь школа работает в системе, а показатель качества не улучшается. Назначение куратора из Петрозаводска – директора Финно-угорской школы (ФУШ) Натальи Баркаловой – стало для меня реальным шансом для улучшения ситуации. Первое знакомство состоялось по телефону. За серию встреч в очном и дистанционном форматах мы разработали концепцию развития школы до 2023 года, среднесрочную программу на 2021 год, а также четыре программы антирисковых мер. Вместе с педагогами ФУШ мы провели республиканский семинар, подготовили ЛПШ, провели несколько консультаций с помощью Zoom. Такое сотрудничество с городской школой является ценным для нас: без отрыва от работы учителя повышают квалификацию. У нас впереди еще много интересной и, надеюсь, эффективной работы.

Наталья БАРКАЛОВА, директор Финно-угорской школы имени Элиаса Лённрота, Петрозаводск, Карелия:

– 1 августа исполнилось 25 лет с момента моего назначения директором. Я понимала, что готова к чему-то новому, поэтому и откликнулась на предложение Центра развития образования Петрозаводска взять шефство над негородской школой. Контакт с Викторией Стафейковой сложился сразу, с первого разговора по телефону. Потом мы многое сделали – проанализировали риски, пересмотрели содержание сайта школы и многое другое обсудили. При личном знакомстве школа оставила очень хорошее впечатление. Я заболела Заонежьем! Мне захотелось привезти сюда и детей, и учителей. Так что знакомство, первый педсовет – все это состоялось, и сотрудничество сложилось! Мы постарались создать проект, который поможет школе работать по-новому. И уже в рамках ЛПШ мы увидели совершенно других педагогов: это были творческие учителя с искоркой, которые внутренне и внешне изменились к лучшему. Все это время мы общались с каждым педагогом школы, провели анкетирование родителей. Это аккуратная, порой невидимая работа, с которой начиналось наше сотрудничество. Впереди много планов.

Ирина ЗАБРОДИНА, руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Карельского института развития образования, к. п. н.:

– Летняя педагогическая школа для сельских учителей проходила после почти двух лет вынужденной закрытости и режима работы онлайн, а поэтому была для всех участников глотком свежего воздуха и возможностью реального взаимодействия с коллегами из других школ и преподавателями. Эффективный опыт сотрудничества городской и сельской образовательных организаций придал особое значение процессу обучения, потому что наглядно показал, как можно совместно решать различные проблемы, обмениваясь имеющимися ресурсами. В рамках Летней школы была реализована новая программа повышения квалификации, специально разработанная по запросу учителей сельских школ, «Педагогические стратегии повышения качества образования в условиях дефицита ресурсов».

Мария ГОЛУБЕВА, Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте