search
Топ 10

Лети, мысль!

В Брянске прошел парад педагогических звезд

«Я встретился с Федором Ивановичем Тютчевым на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, тогда заброшенном, где мы студентами подрабатывали в местном хозяйстве. Бродил по кладбищу и случайно наступил на плиту, а на ней написано…» – Олег Парамонов начал рассказывать о жизни великого поэта еще в автобусе по пути к его усадьбе. Необычайные факты об основателе музея-усадьбы Владимире Даниловиче Гамолине, о родном городе Брянске, прозвучавшие из уст нашего коллеги-учителя, интереснейшего рассказчика, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1993, стали вдохновляющей прелюдией к тому, о чем уже в самом музее говорила экскурсовод, тоже с любовью рассказывая о гениальном поэте, о его жизни, творчестве. Экспонаты заинтересовали своей необычностью: физики нашли интересные часы с маятниковой и блочной системой хода, термометры фирмы Реомюра, учителя немецкого языка – стихи, опубликованные на немецком языке, учителя музыки интересовались старинными роялями, химики – необычным справочником с таинственным названием «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материи, принадлежащее всем трем наукам».

Бородин в педагогике

Посещение музея стало подарком от организаторов Всероссийского педагогического фестиваля «Парад звезд на Брянщине» и завершало наш приезд сюда. А начался он в солнечный весенний день в Доме детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина с атрибутикой отгремевшего недавно главного апрельского праздника всей страны – с детскими рисунками, моделями ракет и портретом первого человека, покорившего космос. Здесь и состоялось торжественное открытие сего действия, которое началось с приветственных слов исполняющей обязанности заместителя губернатора Брянской области Елены Егоровой, временно исполняющей обязанности руководителя Департамента образования и науки региона Натальи Черняковой, председателя Брянской областной организации Общероссийского профсоюза образования Анны Голубевой, ректора Брянского института повышения квалификации работников образования Полины Матюхиной, первого проректора по учебной работе Брянского государственного университета Оксаны Карбанович и первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой.

Фестиваль на Брянщине родился четыре года назад. Он был иници­ирован Юрием Клюевым, тогда еще учителем химии лицея №1 города Брянска имени Александра Серге­евича Пушкина, ныне его директором. Юрий Александрович, кандидат биологических наук, в финале конкурса «Учитель года России»-2018, который проходил в Санкт-Петербурге, вошел в число пяти победителей. Высокую оценку жюри конкурса он получил не только как учитель химии, но и как талантливый и разносторонний человек, одаренная личность, музыкант, вокалист. Не случайно поэтому Ирина Димова, первый заместитель главного редактора, заслуженный работник культуры РФ, член оргкомитета конкурса «Учитель года России», выступая на открытии, назвала его Бородиным в педагогике, вспомнив личность Александра Порфирьевича Бородина, известного тем, что он был не только выдающимся музыкантом, композитором, автором исторической оперы «Князь Игорь», но и ученым-химиком, медиком, общественным деятелем. Сравнение красноречиво, ведь Юрий Клюев возглавляет лицей с достаточно серьезной направленностью на углубленное изучение лицеистами естественно-научных дисциплин и при этом одновременно уделяет особое внимание искусству, музыке, театру. Становится понятно, почему фестиваль начался с фрагмента из оперы Джузеппе Верди «Набукко», который был исполнен сводным хором лицеистов и учителей. И как вдохновенно, профессионально! В нем есть (в переводе с итальянского языка) такие слова:

Лети, мысль, на золотых крыльях,

Лети, отдыхая на горах и холмах,

Где воздух напоен теплом

и нежностью,

Сладостным ароматом родной

земли…

Уроки на сцене

Сценические мастер-классы – самые главные составляющие всех подобных фестивалей – провели наши мэтры конкурса Олег Парамонов, Артур Заруба, снова и снова поражая публику своими масштабом и глубиной, артистизмом и широтой кругозора. Достойным продолжением стали выступления представителей уже нового поколения, прежде всего Екатерины Костылевой, учителя физики из Тюмени, которая одержала победу на конкурсе «Учитель года России» в 2021 году. Обладательница Большого хрустального пеликана, главного приза профессионального состязания, также покорила сердца слушателей, особенно студентов и учеников Брянска. И в первый, и во второй день зрители искренне и тепло аплодировали Денису Рочеву, учителю немецкого языка из Ленинградской области, победителю конкурса «Учитель года России»-2014, Антону Гомозову, учителю истории из Орла, призеру конкурса 2020 года, который представил интересные исторические факты о Кутузове, бородинском хлебе, противостоянии полководцев, о трех дорогах, обогативших наше восприятие тяжелейшего периода Отечественной войны 1812 года. В их числе была и Анастасия Василевская, филолог из Воронежа. На простых примерах она показала, как велик, могуч и необычайно изменчив наш родной язык. Мастер-класс «Вещи» – попытка предметной рефлексии! На нем учитель словесности сплела в косичку творческого сублиматизма четыре понятия: склонения, суплетивизм, возвратность и вариативность. Главный вывод: русский язык живет и развивается, движется и приумножается!

Также ярким и незабываемым оказалось выступление Григория Назарова, учителя истории из города Химки, в котором было много хорошей музыки и поэзии. Мастер-класс «Песня как исторический источник» показал, как можно с учениками проводить исследование письменного и фонического аспекта этого жанра. «Землянка», «Брестская улица», «Друзья-однополчане», «Темная ночь» – в этих песнях можно найти все: и моральные дилеммы, и историческую память. Важный вывод: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они (школы) пошли вперед» (К.Д.Ушинский).

 

Карусель учительского ремесла

Открытые уроки за закрытыми дверями одновременно прошли в шести классах. На первый взгляд присутствовавших студентов и учителей на уроках было больше, чем школьников. Лицеисты были на высоте. Фундаментальные знания, открытость и коммуникативные способности сделали эту часть программы уникальной. Впечатления и новую информацию получили все: учителя, которые давали урок в незнакомом классе, ученики, которые расширили свой кругозор и окунулись в мир научного познания, и присутствовавшие, которые увидели формы, методы, приемы, которые легко можно использовать на практике. Главный вывод сделала молодая учительница, которая сказала: «Жаль, что завтра воскресенье, так хотелось все, что увидела, показать своим ученикам уже сейчас!»

Еще одним интересным пунктом программы стала «Педагогическая карусель». Форма не новая, но очень эффективная методическая кухня. Опытные учителя делились своими изюминками, находками, открытиями. Это было в живой и открытой форме, когда каждый мог попробовать на себе роль ученика и посмотреть со стороны, как все работает, как устроен механизм и какую результативность он дает. Неформальное общение позволило раскрыть красоту учительского ремесла.

Запомнилось общение с лицейским научным обществом «Альтаир». Выдумке и креативу молодого поколения можно только позавидовать. Важность исторического момента, интересные проекты различного предметного и научного наполнения, живая работа с источниками информации. Как интересно было общаться и отвечать на вопросы: «Какие книги вы бы взяли на необитаемый остров? Чем отличается урок ХХ века от урока в ХХI веке? Какие три слова характеризуют конкурсное движение «Учитель года»?»

 

Это нужно живым

Будучи в Брянске, невозможно не побывать в мемориальном комплексе «Партизанская поляна». Место историческое, пропитанное духом того времени. Необычной формы Вечный огонь, большая стела и стена с высеченными именами погибших партизан. На территории расположен музей военной и послевоенной боевой техники. Среди экспонатов нашел БТР, на котором служил срочную службу в рядах Вооруженных сил. Комплекс расположен на берегу реки Снежеть. В стилизованных землянках можно ознакомиться с бытом и жизнью партизан. Интересны фотоархив и музей-диорама. Это уникальное пространство, сочетающее прекрасную природу и великую историю нашей страны. Недалеко от мемориального комплекса, в глухом лесу, находится памятник военным журналистам. В этом месте выпускалась газета «На разгром врага». Первый номер вышел 18 августа 1941 года, было выпущено более 700 номеров.

Гимн учительству, когда-то написанный Артуром Викторовичем Зарубой на стихи Роберта Рождественского, в исполнении вокальной группы лицеистов вместе с Галиной Шаршановой, музыкальным руководителем, заслуженным учителем России, стал заключительным мажорным аккордом фестиваля, его триумфальным финалом! «Парад звезд на Брянщине», – заметила Ирина Димова, – это торжество профессионализма, таланта, души и мастерства, совместный праздник учеников и учителей!»

Много слов благодарности прозвучало в день его закрытия: мы благодарили лицейскую театральную студию «Афиша» за прекрасное музыкально-поэтическое представление своей альма-матер, за правильные и важные слова, сказанные в адрес педагогов-ветеранов, основателя лицея Антонины Семеновны Курасовой, народного учителя России, за лицейское братство, за сохранение духа и традиций, культурных особенностей и устоев школы. Мы увидели образовательное учреждение, показывающее высокие образцы интеллигентности, культуры, достоинства. Все это выражено в лицейском пространстве, которое изобилует творчеством, отличается индивидуальным, неповторимым стилем.

 

P.S. «Мы едем к Федору Ивановичу Тютчеву. А открыл нам величие этого художника слова на брянской земле мой друг Владимир Данилович Гамолин. Именно он стал основателем музея, а в далеком 1961 году впервые в России провели в усадьбе День поэзии. Это было первое событие такого рода, потом и в других музеях подхватили его инициативу. Владимир Данилович умер в свой юбилей, в 70 лет. К нему на праздник должны были приехать высокопоставленные лица, он ждал их, несколько раз выбегал с надеждой. Но никто не приехал. После окончания торжества Гамолин пришел домой, сказав жене, что щемит немного сердце, прилег на кровать и больше уже не встал… Как важно, чтобы высокопоставленные лица выполняли свои обещания и вовремя приезжали на обещанные и важные для человека встречи», – Олег Геннадьевич Парамонов все это рассказывал нам по пути в музей поэта, читал его и свои стихи, а мы, участники уже завершившегося фестиваля, всматривались в дождливый горизонт. В этой природной красоте жил, творил, созидал великий поэт, исторический деятель Федор Иванович Тютчев. Он оставил миру, нам, россиянам, поэтические строки, значение которых так еще никто до конца и не разгадал: «Умом Россию не понять… В Россию можно только верить!»

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии, учитель года Кубани, заслуженный учитель Кубани, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Мужская профессия»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте