search
main
0

“Летающая парта” XXI века Она создана ОКБ имени А.С. Яковлева

Як-130 выиграл конкурс на легкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет для Российских ВВС. За этой “летающей партой” будут приобретать крылатую профессию курсанты военных училищ, молодые летчики.

КОНКУРСНАЯ комиссия по выбору легкого учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета для Военно-Воздушных Сил России не случайно отдала ему предпочтение. О высоких возможностях учебно-боевого самолета Як-130 сделали вывод не только члены комиссии, но и специалисты Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В. Чкалова, где проводились испытания. ОКБ им. А.С. Яковлева при создании учебно-боевого самолета отнеслось к тактико-техническому заданию заказчика более творчески, целеустремленно, что и позволило победить в конкурсе.
Новый самолет разработан на базе одноименного – известного учебно-тренировочного Як-130. Но это во многом другой самолет – учебно-боевой. УБС Як-130 ориентирован прежде всего на внутренний рынок и на отечественные комплектующие – двигатели, системы, оборудование. Как известно, ОКБ имени Яковлева продало конструкторскую документацию на планер учебно-тренировочного самолета итальянской компании “Аэрмакки”, которая инвестировала в программу собственные средства. К слову, это никак не повлияет на экспорт “стотридцатых”. Предусматривается, что “Аэрмакки” будет продавать самолеты М346 (на базе Як-130) в странах НАТО, а ОКБ им. Яковлева – в странах СНГ. Другие регионы мира фирмы “поделят” позже в ходе отдельных переговоров.
Рекомендованный к принятию на вооружение летательный аппарат, считают эксперты, функционально значительно отличается от своего собрата – учебно-тренировочного варианта. Аэродинамическая схема, параметры силовой установки и систем самолета позволяют выполнять полеты практически во всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Его максимальная скорость -1060 км/час, а максимальная высота полета – 12500 м. Два двигателя АИ-222-25 обеспечивают самолету высокие характеристики.
Задача Як-130 в бою – не сдержать удар, а избежать его, поэтому он ведет действия по заранее разведанным целям на основании данных, полученных либо от беспилотного разведывательного аппарата типа “Пчела”, либо с наземного пункта управления. Это позволяет избежать непосредственного контакта с противником и с первого удара уничтожить цель. Для этого на самолете установлен современный прицельный комплекс и предусмотрено применение управляемого оружия.
Новый самолет оснащен шестью пилонами для подвески оружия. На них при относительно небольшом взлетном весе самолета – 9 тонн – можно разместить боеприпасы общим весом около трех тонн – восемь авиабомб до 250 кг как отечественного, так и зарубежного производства, а также до четырех корректируемых авиабомб с телевизионным или лазерным наведением типа КАБ-500. Предусмотрена возможность применения управляемых ракет “воздух – поверхность” с лазерными головками самонаведения типа Х-25, С-13Л и С-25Л, ракет “воздух-воздух” Р-73, а также ракет зарубежного производства, например AGM-65 “Мэйврик”, другого вооружения. Кабину летчика, а также отсеки силовой установки самолета, где расположено основное оборудование самолета, защищает легкая броня.
Общая стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по Як-130 оценивается примерно в 200 млн. долларов. Потребность летных училищ и строевых полков Российских ВВС в учебно-тренировочном и легком учебно-боевом самолетах составляет не менее 200 машин. Емкость мирового рынка, по мнению маркетологов, 800 – 1400 машин. Цена одного самолета типа Як-130 составляет около 12-15 млн. долларов.
Теперь дело за производством. После победы самолета Як-130 в конкурсе, считают специалисты, основная задача ОКБ имени Яковлева – переговоры с предприятиями-смежниками о комплектации серийных образцов. Главный конструктор самолета Як-130 Константин Попович пояснил автору этих строк, что ОКБ имени А.С. Яковлева активно работает почти с 50 предприятиями-смежниками, финансово-экономическое положение которых в основном благополучно и устойчиво. Финансирование будет осуществляться за счет средств, полученных от внешнеэкономической деятельности ОКБ. Это позволяет говорить, что самолет без особых осложнений будет запущен в серию. Предполагается, что в вузы, части и соединения ВВС России он начнет поступать в 2004 году.
Основной производственной базой нового учебно-боевого самолета станет нижегородский авиастроительный завод “Сокол”, Як-130 будет создаваться в рамках учебно-тренировочного комплекса – с тренажерами, учебными классами и т.д.
Совершенная аэродинамическая схема, высокая тяговооруженность, развитый комплекс бортового оборудования с широким кругом решаемых задач и большая полезная нагрузка позволяют с минимальными переделками основной конструкции создать на базе самолета Як-130 различные модификации: легкий штурмовик, легкий многоцелевой самолет, легкий фронтовой истребитель, самолет-разведчик, палубный учебно-тренировочный и другие варианты.
Новым самолетом конструкторы, инженеры ОКБ имени А.С. Яковлева подтвердили свой потенциал. Они готовы, как прежде, преподносить добрые сюрпризы. Коротко напомним вехи прошлого: сильнейшие советские самолеты второй мировой – Як-7Б, Як-9, Як-3, первый советский реактивный истребитель Як-15, первый самолет вертикального взлета и посадки палубный Як-38, первый в мире сверхзвуковой многоцелевой самолет вертикального взлета и посадки Як-141. И вот новый успех.
ПО МНЕНИЮ специалистов, Як-130 выиграл конкурс во многом потому, что полнее и точнее ориентирован на требования российских ВВС. К тому же МиГ-АТ, если быть точным, самолет другого класса, и ему не закрыт путь в Вооруженные Силы. Поэтому от проведенного Военно-воздушными силами конкурса в выигрыше остались все.

Анатолий ДОКУЧАЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте