search
main
0

Летали, знаем

Женщине, чтобы быть пилотом, нужно работать лучше мужчин

Первых русских женщин, поднявшихся в воздух в начале ХХ века, называли авиатриссами. В дипломе Анфисы Лукиной будет более прозаическое название – «пилот вертолета». Женского рода эта профессия не предполагает.

Анфиса Лукина хочет летать наконец не во сне, а наяву. Летная практика у 22‑летней выпускницы Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени Ляпидевского закончилась почти месяц назад. Осталось получить диплом, в котором будет обозначена специальность «пилот вертолета», и можно отправляться работать на Тюменский Север. А вот ждать летной практики Анфисе, как и ее сокурсникам, пришлось полтора года.
Анфиса поступила в ОЛТК ГА, единственное в России среднее специальное учебное заведение, которое готовит пилотов вертолетов, не в самые лучшие для него времена.

Пилотов вертолетов не хватает (любого пола), а вертолетная база пришла в упадок.
Выпускники 2019 года даже сняли видео­обращение к Президенту России: теоретическое обучение они закончили, а вот работающей техники в колледже оказалось мало, летать курсантам не на чем. В дело вмешалась прокуратура, обязав колледж обеспечить курсантов летной практикой. Решить проблему помогла Росавиация: к подготовке привлекли авиакомпании, которые выделяют свои вертолеты в качестве учебных. Тем не менее процесс движется медленно.

За полтора года «в очереди» за полетами Анфиса попробовала себя в пяти профессиях: работала бариста, курьером, продавцом, фейсконтролером и садовником. Все к лучшему, как она считает: убедилась, что «земные профессии» не для нее. Отлетали курсанты ускоренными темпами – всего за три месяца, хотя прежде практика была от полугода до года.
Так что еще учиться, учиться и учиться – и самостоятельно, и в процессе работы, благо что трудиться Анфисе предстоит в компании «ЮТэйр», которая является крупнейшим вертолетным оператором в России. Опыт накоплен серьезный, и женщин-пилотов тут не боятся, хотя немногие дамы в России управляют летательными аппаратами. Особенно вертолетами, считается, что водить их сложнее, чем самолеты, хотя бы потому что труднее держать равновесие. Анфису этими «страшилками для дилетантов» не напугаешь.

– Летали, знаем, – шутит она.

На ее курсе девушек всего было трое из 110 человек. Парни-однокашники быстро поняли, что над девчонками подшучивать не стоит, они не из тех, кто не может за себя постоять, несмотря на внешнюю хрупкость. А вот многие преподаватели, особенно из ветеранов, так и не смогли понять, зачем женскому полу вертолеты, девушки сюда стали поступать только десять лет назад. Во всяком случае будущим вертолетчицам нередко задавали вопрос: «Зачем вы пошли в летное, если в вертолете негде поставить плиту?» Анфиса не в обиде, говорит, такое отношение подстегивало учиться лучше. По ее мнению, если идешь в мужскую профессию, хочешь не хочешь, а надо доказывать, что можешь работать лучше мужчин.

– Стереотипы все еще существуют, поэтому моя ошибка воспринимается не как личная, а как ошибка всего женского пола, – признается она. – Поэтому приходится постоянно доказывать свои ум, сообразительность, профессионализм. На мой взгляд, нет мужских и женских профессий. Все зависит от индивидуальности, склада ума и характера. Мой приятель, к примеру, мечтает заниматься маникюром, и это не вызывает у меня отторжения. Наоборот, хорошо, что сейчас все профессии открыты и для мужчин, и для женщин. Главное – любить свое дело.

Как ни странно, на мужскую профессию она не посягала, планировала стать стюардессой.
Мама-предприниматель, прилетая из командировок, так восхищалась бортпроводницами, что Анфиса заинтересовалась этой специальностью. Оказалось, что стать стюардессой не так уж трудно, достаточно трехмесячных курсов, правда, на базе среднего специального образования. Анфиса для начала решила изучить профессию пилота, и это оказалось гораздо увлекательнее! Подошла к делу серьезно. Прочитав, что курсантов в летное отбирают по физическим данным в том числе, пошла в спортзал, стала тренировать растяжку. За год научилась отжиматься от пола целых десять раз. Правда, в год ее поступления экзамен по физкультуре отменили. Зато Анфиса полюбила спорт и без тренировок уже себя не представляет.

Здоровый дух в здоровом теле пилоту необходим. И курсантам тоже: далеко не все выдерживают обучение. Если первый курс – это в основном общие предметы, то на втором-третьем идут специальные: приборное оборудование, аэродинамика, навигация, технический английский, азбука Морзе. Даже Анфисе, всегда любившей учиться, было непросто. Но она человек упорный, умеющий добиваться цели. Чем больше изучала, тем больше ей хотелось летать.

– Когда впервые села за штурвал, было столько эмоций! – вспоминает Анфиса. – Первые три полета захлебываешься впечатлениями. Ты в небе, но видишь землю, и это совсем не те ощущения, что в самолете. Омск поразил, с высоты он кажется серым, особенно грустно видеть заводские трубы, коптящие небо. Потом, когда первое потрясение проходит, начинаешь потихоньку разбираться, что нажимать, как управлять. В принципе управлять современным вертолетом может хоть мужчина, хоть женщина , физическая сила не нужна – рычаги гидравлические. На мой взгляд, это немного сложнее, чем автомобилем, который я вожу уже три года. Другое дело, что сама по себе работа пилота вертолета непростая: мало бываешь дома, часто ездишь в командировки, причем обычно туда, куда не может добраться другой транспорт. Но каждый ведь сам выбирает свой образ жизни. Одни женщины хотят стоять у плиты, а другие идут учиться на пилота.

Родители Анфису поддержали и ее будущей профессией гордятся. Правда, прыгнуть с парашютом ей пока не удалось: в программе обучения такой дисциплины нет, и курсанты учатся по собственному желанию в ДОСААФ. Анфиса пока на занятия не пошла, хотя и очень хочется.

– Мама переживает, что это опасно. И это притом что ей нравится моя профессия, которая опасна сама по себе, – смеется девушка.

Анфиса признается, что ей больше хотелось бы работать на одномоторном легком «Еврокоптере», чем на большом Ми-8. «Еврокоптер» элегантнее и чище: выхлопные газы Ми-8 идут прямо в кабину, и пилотов российского многофунционального вертолета в шутку зовут кочегарами за копоть не только на стеклах машины, но и на собственных лицах. Но Анфиса готова к любым трудностям. Главное – летать! Она еще не знает, что будет делать: перевозить вахтовиков в кабине вертолета или грузы на подвеске, тушить пожары или распылять удобрения. Но точно знает, что постарается стать лучшей в своей профессии.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте