Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Лесенка успеха. Формирование нравственно-ценностных ориентаций у дошкольников

Учительская газета, №42 от 16 октября 2018. Читать номер
Автор:

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего гражданской позицией и способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Фундамент такой личности закладывается в дошкольном возрасте: эмоционально позитивное отношение к окружающему, нравственно-ценностные ориентации, одобряемые обществом адекватные модели поведения в обществе взрослых и сверстников, ценностные личностные качества, которые помогают ребенку активно осваивать накопленный культурный опыт и занимать гражданскую позицию в социальном мире.Гражданская позиция применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как потребность участвовать в разнообразных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.Рассмотрение сущностных характеристик основных понятий, тенденций развития идей отечественного гражданского воспитания позволяет выделить основные содержательные направления, реализация которых в образовательном процессе дошкольного учреждения будет способствовать формированию гражданской позиции у детей дошкольного возраста. Это воспитание нравственных качеств, развитие патриотических чувств, знакомство с правами человека.Более гарантированный результат обеспечит система работы по формированию гражданской позиции у старших дошкольников. Данная образовательная деятельность описана в части основной образовательной программы дошкольного образования.Цель: организовать культурные практики формирования гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального партнерства.Задачи:1. Разработать и реализовать систему работы по формированию гражданской позиции у старших дошкольников.2. Совершенствовать методическое и дидактическое обеспечение образовательной деятельности по формированию гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста.3. Выявить педагогические условия формирования гражданской позиции у старших дошкольников.4. Конкретизировать диагностический инструментарий для отслеживания эффективности формирования гражданской позиции у старших дошкольников.Система включает в себя три модуля:1) «Формирование гражданской идентичности у старших дошкольников»;2) «Становление гражданской позиции у старших дошкольников»;3) «Гражданская активность старших дошкольников».В рамках первого модуля эффективными традиционными формами организации образовательной деятельности являются игры с правилами, комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы. В условиях социального партнерства приобрели популярность социально ориентированные тематические акции, детско-взрослые научно-практические конференции. Так, на протяжении семи лет организуется акция «Утро с чемпионом». Были установлены контакты с Новокузнецким хоккейным клубом «Кузнецкие медведи», Новокузнецким училищем-техникумом олимпийского резерва, организованы «Встречи с интересными людьми» (известные спорт­сме­ны-новокузнечане), разучены комплексы черлидинга, составлен меморандум о сотрудничестве. Формирование гражданской позиции у старшего дошкольника начинается с гражданской идентификации, чувства гордости за достижения своих земляков, нравственно-ценностных жизненных установок.Во втором модуле для становления гражданской позиции детей («Я должен делать добрые дела на благо своей страны, своего региона, своего города») используются следующие формы образовательной деятельности: съезды дошкольников, флешмобы, спортивно-интеллектуальные марафоны. На этом этапе социальными партнерами выступают силовые структуры города: МЧС, ГИБДД, ГИМС. Мероприятия с силовыми структурами города также проектируются концептуально, детали согласовываются с непосредственными участниками проекта, и выбирается оптимальная форма проведения. Так, серия мероприятий по пожарной безопасности была проведена под девизом «3:0 в пользу безопасности». К участию в мероприятии «А ну-ка, девушки!», приуроченном к праздничной дате, были приглашены сотрудницы МЧС, мамы воспитанников, девочки и сотрудницы детского сада. В «Богатырских играх» соревновались в силе и ловкости представители МЧС, папы воспитанников и сами воспитанники. Данные проектные мероприятия были оценены на Всероссийском ведомственном конкурсе «Созвездие мужества» дипломом III степени. Такая форма, как съезды дошкольников, дает возможность воспитанникам обучиться навыкам публичных выступлений. При подготовке к таким мероприятиям осуществляются исследовательские проекты. Ранее в таких мероприятиях участвовало лишь одно дошкольное образовательное учреждение (детский сад №79), со временем к нам стали присоединяться и другие детские сады Куйбышевского района.Привлекательны по форме и содержанию как для воспитанников дошкольных образовательных учреждений, взрослых участников, так и жителей города мероприятия открытого типа: флешмоб «Лес просит защиты», социально-ориентированная акция «Фликер», акция «Печки-лампочки», акция «Дорожный квест». Эти мероприятия организованы и проведены на улицах города с привлечением взрослых участников (родителей (законных представителей) и представителей социальных институтов).В процессе формирования гражданской активности старших дошкольников (третий модуль) прежде всего уделяется внимание формированию гражданских чувств, отношений, развитию потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира. На данном этапе старший дошкольник демонстрирует осознанную активность в социально значимых мероприятиях, жизненных ситуациях, проявляет инициативность, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность.Гражданскую активность дети проявляют в рамках природоохранных мероприятий. Социальными партнерами в данной образовательной деятельности выступает Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка. С 2015 по 2017 год мною организовано пять экологических съездов дошкольников Куйбышевского района. Съезды объединяют сотрудников МЧС, воспитателей детских садов, родителей воспитанников, представителей общественности, экологов. Также популярны акции «Планета без пакета», «Елочный десант», «Зеленая Россия» и многие другие.Судьба дала мне шанс войти в состав участников, рабочей группы на стратегической сессии «Моногорода: живем по-новому». Здесь сошлись разные сферы: муниципалитет, предприниматели, молодежь, бюджетные организации. Я поняла, что все планы будущего будут реализованы, если я, как воспитатель, научу своих воспитанников быть инициативными, ответственными, любить свою Родину, город, семью. «Чтобы быть интересным, будьте интересующимся». Слова Чарльза Нордмана Ли натолкнули на мысль о том, что моим воспитанникам обязательно будет интересно то, что станет интересным мне.Развивается детский тимбилдинг. Особое внимание уделено волонтерскому движению.Для волонтера ценны такие качества, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя. Сегодня в мире дефицита добра очень хочется научить детей совершать добрые поступки бескорыстно, по зову сердца.В 2016 году по моей инициативе на базе детского сада было организовано волонтерское дви­же­ние дошкольников «Куйбышата-дошколята» (kuzpress.ru/society/07‑022017/50743.html, www.10kanal.ru/news/society/zhkh/142556.html). Волонтерская команда «Куйбышата-дошколята» состоит из воспитанников детского сада №79, родителей (законных представителей), педагогов и социальных партнеров (сотрудников МЧС, ГИБДД, студентов факультета дошкольной коррекционной педагогики и психологии филиала Кемеровского государственного университета в Новокузнецке, студентов Новокузнецкого училища (техникума) олимпийского резерва, хоккейного клуба «Кузнецкие медведи»).Я разработала монопроект восстановления заброшенного парка, который находится рядом с нашим учреждением (www.novotv.ru/cast/novosti/98728633), и стала участницей грантового конкурса «Зеленая волна» при поддержке РУСАЛа. В рамках работы по реализации проекта были запланированы тематические социально ориентированные проектные акции экологического формата. Например, большой монопроект «Радуга добра» направлен на восстановление парковой зоны, которая находится вблизи детского сада №79. Для реализации проекта мы подали заявку на участие в грантовом конкурсе «Зеленая волна», инициированном Центром социальных программ компании ­РУСАЛ. Выиграли грант, который позволил приобрести расходные материалы для организации мероприятий в рамках проекта. Проект включил в себя ряд мероприятий, которые были объединены под названием «Нескучный субботник». Вот уже в течение двух лет активность моей волонтерской команды подтверждается победой в областном конкурсе «Эколидер» в номинации «Самое активное дошкольное учреждение» (www.10kanal.ru/news/society/ecology/148432.html). Заведующая детским садом О.Г.Бибекина награждена благодарственным письмом Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области.Проект под названием «Твори добро – оно вернется» стал победителем (www.10kanal.ru/news/society/ecology/143985.html) и выиграл грант.В рамках Общероссийской акции «Весенняя неделя добра»-2017 участники отряда «Куйбышата-дошколята» под моим руководством организовали и провели акцию «Радуга добра» (www.10kanal.ru/news/society/142380.html). Дети предложили взрослым свои поделки, изготовленные с участием родителей, и дали возможность новокузнечанам поучаствовать в сборе средств на реабилитацию детей с диагнозом ДЦП (www.10kanal.ru/news/society/147009.html). Результатами детского труда мы мотивировали взрослых на благотворительность. Этот проект отмечен дипломом за 1‑е место в региональном конкурсе социальных инициатив «Марафон добрых дел».Свою работу в данном направлении коллектив детей и взрослых продолжает дальше. Акция «Твори добро» – это старт новых идей, которые нашли отражение и в другой деятельности. Волонтерский отряд «Куйбышата-дошколята» стал участником благотворительного новогоднего марафона «Верим в чудо, творим чудо» (www.10kanal.ru/news/society/150304.html), организованного центром социальных программ РУСАЛа. Программа марафона включала много заданий разной сложности. Поэтому в эту деятельность активно вовлеклись взрослые. В рамках марафона нашим отрядом был проведен благотворительный концерт на территории пригородного железнодорожного вокзала для людей с ограниченными возможностями здоровья. Силами взрослых волонтеров мы сделали косметический ремонт в Новокузнецком филиале Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих. А маленькие волонтеры под руководством педагогов провели мастер-класс по изготовлению елочных украшений для посетителей библиотеки, а затем украсили помещение. Команда по итогам участия в марафоне была отмечена благодарственным письмом и памятным призом.

Новизна (инновационность) данного опыта заключается в описании культурных практик формирования гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста, организованных с учетом требований ФГОС и в условиях социального партнерства.

​Елена ГЕРАСИМОВА, старший воспитатель детского сада №79, почетный работник общего образования РФ, лауреат областного конкурса «Лесенка успеха», Новокузнецк, Кемеровская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту