Несколько летних дачных сезонов в период с 1896 по 1900 год Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) провел в подмосковном Царицыне. Это были годы его «донжуанства», лучшие, яркие молодые годы, вспоминая о которых, он цитировал Огарева:Кругом шиповник алый цвел, Стояли темных лип аллеи. Одна из таких аллей сохранилась и до наших дней. Она тянется от Фигурного моста до Малого дворца в Царицыне.
Описывая в стихах и прозе природу Царицына, он делал акцент на осенние мотивы. Если у Пушкина была Болдинская осень, то у Бунина – осень царицынская. Царицынская осень легла в основу стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной…
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве
сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
О пребывании Ивана Бунина на дачной Покровской стороне Царицына напоминает усадьба Муромцева, территория дач Ерохова, застроенная территория дач Щербинина, круглый луг для променада дачников (ныне стадион), остаток сада Дипмана у Театра юного зрителя, мост Бунина возле сада Дипмана, берег Верхнего царицынского пруда.
Вот стихотворение поэта без названия, которое по праву можно было бы назвать «Пруды Царицына»:
Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми.
И чаши недвижной воды
Совсем казались бы пустыми,
Но в них отразились сады.
Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал.
И сад зашумел от дождя.
Во времена Ивана Бунина Верхний царицынский пруд имел три затона, образованных речками Язвенкой, Черепишкой и Городней. Ныне осталось только два – от Язвенки и Черепишки. Третий «бунинский» затон от речки Городни запрудил дамбой управляющий Министерства императорского двора и уделов Николай Александрович Рахманинов. И затон, обмелев, исчез.
Любопытно, что у Тургенева в романе «Накануне» Верхний пруд – это «застывшая масса стекла… в огромной купели», а у Бунина – «зеркало литое» и «чаши недвижной воды».
В этот же период дачных сезонов в Царицыне Буниным написано еще одно стихотворение с осенним мотивом:
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой…
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой…
…Листья кружатся, шуршат.
Ветер с шумом налетает –
И гудит, волнуясь, сад
И угрюмо замирает.
Но в душе – все веселей!
Я люблю, я молод, молод:
Что мне этот шум аллей
И осенний мрак и холод?
Пребывание в Царицыне многих писателей и поэтов влекло к романтическим образам. Не избежал этого и Иван Бунин. В уже цитированном стихотворении «Листопад» он дает такую зарисовку:
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне:
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит.
Сова и та молчит, сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет…
Романтично звучит и следующая строка у Бунина:
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мертв
в полночной тишине…
Мотивы царицынской осени звучат и в прозе Бунина. Короткий рассказ «Десятое сентября» навеян воспоминаниями о трагическом случае, свидетелем которого был Бунин в Царицыне. Впервые опубликованный в 1961 году в Нью-Йорке с датой «Москва, 1903 год», рассказ заканчивается словами: «…Из пруда за садом ее вытащили баграми только в сумерки, с трудом принесли в дом и положили мокрую, ледяную, тяжелую, с синим лицом на голом полу в гостиной, освещенной чьей-то кухонной лампочкой. Ночью шел уже ровный, затяжной осенний дождь…»
Дотошный критик может спросить, а почему краевед Игорь Сергеев привязывает этот рассказ именно к Царицыну. Ведь у Бунина нет никакой привязки.
Дело в том, что этот же случай использовал проживавший в тот же период в Царицыне Борис Зайцев, работая над повестью «Аграфена». Кроме того, этот же случай упомянут в частной переписке проживавшей в Царицыне Екатерины Михайловны Лопатиной к Лидии Филипповне Нелидовой-Маклаковой, хранящейся в Российском государственном архиве литературы и искусства.
Желательно, чтобы места пребывания Бунина в Царицыне были как-то отмечены. Например, безымянный сквер между 6-й и 7-й Радиальными улицами, выходящий на Липецкую улицу около пищевого колледжа, мог бы быть назван сквером Бунина, с установкой в его центре бюста писателя или другого памятного знака. Здесь необходимо проложить пешеходные тропы и расставить скамейки.
Есть идея на круглом постаменте памятника (по аналогии с памятником Грибоедову) изобразить дореволюционных дачников, проживавших в Царицыне: худощавую девушку с тросточкой и в канотье с собакой – сеттером (писательницу Лопатину), двух священников, Казанцева и Фивейского, и девушку с велосипедом – Веру Николаевну Муромцеву.
Именно здесь на территории безымянного сквера, в несохранившейся усадьбе потомственных москвичей Ероховых, летом 1896 года жил писатель Иван Бунин. Перечитайте его рассказ «Кума» – это о житейских событиях в этой усадьбе.
Свой вариант установки памятника есть и у главного архитектора Южного административного округа Москвы Николая Борисовича Борисевича (он же автор памятников «Жертвам сталинских репрессий» и «Первым борцам за Советы» в Царицыне). Он считает, что памятник Бунину следует поставить в наиболее оживленном месте, рядом с бывшим садом Дипмана у областного Театра юного зрителя, так как именно в ресторан «Сад Дипмана» в летние сезоны 1898-1900 годов вместе с писателем Телешовым захаживал будущий лауреат Нобелевской премии по литературе.
Игорь СЕРГЕЕВ, член ассоциации «Бунинское наследие» и клуба читателей «Доживем до понедельника»
Комментарии