Каждое утро, вставая с постели, мы делаем выбор: чай или кофе, костюм нарядный или практичный, куда повести ребенка в выходные и так далее. А ребенок? Есть ли у него выбор? Ребенок действует только по заданной программе? Всегда ли мы, взрослые, должны сделать этот выбор за него? Неужели нет альтернативы? Нет, ребенок тоже может и должен делать выбор.
Вариативность и индивидуализация образовательного процесса – вот что остро необходимо в современных условиях. Но значит ли это, что педагог должен выстроить образовательный процесс, используя фразы «Дети, лепите что хотите!», «Рисуйте как хотите!», «Можете делать что хотите!», которые провоцируют ребенка на самостоятельность и проявление своего мнения? Выбор ли это? Выбирая, ребенок должен предвидеть цель, которая будет реализована в действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должны быть и предложение, и варианты этого выбора. Обычно это достигается словом «или». Когда же начинает проявляться способность к выбору? Происходит это вместе с появлением такого новообразования, как воображение. Выбор – это один из важных признаков деятельностного подхода, ведь он начинается с позиции деятеля: малыш, изменяя себя, свое мнение, взаимодействует со взрослыми и сверстниками при решении проблем.
Какова роль взрослого в реализации ситуации выбора у детей? Именно мы, педагоги, создаем ситуации выбора для детей и демонстрируем в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации. Что может стимулировать ситуацию выбора? В дошкольных группах это:
– задания на развитие навыков сравнения и внимания при помощи вопросов (как быстрее? Как интереснее? Кому больше понравится?);
– задания, связанные с реализацией режимных моментов и уже имеющимся у детей жизненным опытом (надо помочь убрать машинки: они встанут на парковку или в гараж?);
– противоречия между новым и усвоенным (дошкольник знает, как вылепить из пластилина круизный лайнер, а может быть, сделать это с помощью конструктора? Как это – сложнее, проще, можно ли вместе с друзьями?);
– исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем);
– выбор различных способов решения одной задачи (зайчонок на дне рождения делит торт. Как разделить, на сколько частей, если гостей двое или четверо? Если торт прямоугольный, квадратный, круглый?).
Каждый день мы, воспитатели и педагоги, делаем выбор, какие методы использовать в своей работе. Какой метод позволит создать нужную для решения образовательно-воспитательных задач ситуацию выбора – проектный, исследовательский, игровая проблемная ситуация?
Что позволит создать наилучшие условия для успешного формирования выбора у малыша? Можно дать на выбор виды содержания деятельности, материала, партнера… Вот только некоторые из ситуаций выбора, которые мы используем в своей работе:
«Выбери, чем хочешь заняться: будешь рисовать или играть, собирать пазлы?»
«Какой замечательный букет вы собрали на прогулке! Будем использовать для аппликации, или в качестве штампа на рисовании, или просто украсим группу?»
«Выберите цвет бумаги для фона: белый, голубой или серый? Выберите материал, какой вам больше нравится: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки, и сами придумайте, как показать красоту зимнего заснеженного леса. Какие приемы рисования для этого могут подойти?»
«Малышам на участке нужна помощь. Хотите им помочь или продолжим играть?»
Оксана КОНУШКИНА, старший методист школы №922
Комментарии