Время предъявляет к нашим выпускникам новые требования. Они должны уметь проявлять инициативу, гибко применять свои знания, сотрудничать с разными людьми… И мы, учителя, должны предложить ребятам новые формы деятельности, не ограничиваясь лишь классно-урочными занятиями. Один из вариантов такой деятельности – коллективный проект детей разного возраста, объединенных одной темой.
Продолжение. Начало в №34
Тема проекта – «Мотивы прошлого»
Над проектом работали ученики 2-го «Б» класса, ученики
6-х, 10-х, 11-х классов.
Учителя – Ирина Станиславовна Козлова, Илья Викторович Жигарев (учителя театра), Ольга Сергеевна Яздовская (учитель
2-го «Б» класса), Алексей Владимирович Новиков (учитель физики), автор этих строк.
Консультанты и помощники – родители и друзья.
Исследовательской частью и координацией проекта занимались ученики 11-х классов.
Привлекаемые предметы – изо, МХК, театр, музыка, основы дизайна, основы аудио-, видеотехники, фотография.
Мотивация
Мы исходили из того, что ребенок сначала получает информацию об окружающем мире через внешнее, визуальное восприятие. Мы – учителя и родители – объясняем ему основные понятия, и у ребенка возникают образы определенного времени, которые обрастают подробностями. Знания углубляются, вырабатывается своя точка зрения на те или иные явления.
Получив знания, научившись анализировать, человек постепенно формулирует свои собственные взгляды и, наконец, возникает желание самому создавать что-то новое, часто отметая то, что считалось незыблемым.
Этот путь повторяется у каждого поколения. И мы решили попробовать пройти его, общаясь с культурой прошлого на примере трех эпох, взяв группы детей разного возраста – 2-й, 6-й, 10-11-е классы.
2-й класс – Средневековье.
6-й класс – Классицизм.
10-11-е классы – ХХ век. Русский авангард.
2-й класс. Средневековье
Младших учеников лучше всего знакомить с эпохой Средневековья через игру. Для маленьких детей этот период очень увлекательный. Девочки любят играть в принцесс, надевая длинные мамины юбки, а мальчики дерутся на палках, представляя себя рыцарями. Визуальные картины яркие и запоминающиеся. Благородство, мужество, красота и таинственность – понятия, близкие ребенку.
Создание «средневековой рыцарской истории»
Сначала создается канва истории. Для этого мы рекомендовали детям книги, показывали фрагменты фильмов, иллюстрации, водили их в музеи. Потом каждый ребенок делился своими впечатлениями.
Какое оно, Средневековье, с точки зрения второклассников? «Изящные фигуры прекрасных дам в длинных платьях со шлейфами и высоких чепцах, отважные рыцари, трубадуры, подвиги и сражения, турниры, мрачные замки и необычная музыка…».
В ходе знакомства со средневековым искусством родилась история, придуманная и рассказанная 2-м «Б» классом. Она легла в основу сценария «Средневековые мотивы», по которому был поставлен спектакль и сделан слайд-фильм. Каждая фраза сочиненной истории – кадр фильма.
Второклассникам хочется выглядеть так же, как и их герои. Вот почему этот этап общего проекта – «костюмный». Маленькие дети не могут самостоятельно сделать себе костюмы и бутафорию, но они могут почувствовать себя соучастниками такой работы, если будут трудиться вместе с родителями и старшеклассниками.
После уроков класс превращался в мастерские, взрослые и дети вместе изучали книги по истории костюма, шили по чертежам старинную обувь, папы помогали «ковать» оружие, старшие ребята шили костюмы. Основной принцип – сделать все из простых подручных материалов: шлемы и щиты – из бумаги, оружие – из картона и фольги, плащи и одежду – из папиных футболок. Все символы рыцарской доблести, костюмы для девочек, головные уборы были выполнены по эскизам самих второклассников. Участвовал весь класс. Все роли были главными.
Самым важным было единение всех – и взрослых, и детей, и огромная радость от общения во время работы и полученных результатов.
6-й класс. Эпоха классицизма
Классицизм – это героический стиль. Самопожертвование во имя общественного долга – основной мотив поведения человека. Каноны во всем, нерушимость, порядок, система. В облике человека, в его одежде – античные формы. Чувства подчиняются разуму, они сдержанны и величавы.
Илья Викторович Жигарев:
«Классицизм – «образцовый». Идеал – Античность. Ребята изучают античность в 5-м классе. И через год, в 6-м классе, хотелось, чтобы наши ученики задумались, во что вылились идеалы античности в последующие века. Для этого ребятам было предложено познакомиться с художественным словом этой эпохи на примере произведений А.П.Сумарокова, родоначальника классицизма в России, и сравнить его со слогом античных произведений…»
Ирина Станиславовна Козлова:
«Изучение этого периода трудно дается детям. А в игровой форме, на сцене, когда ребята примеряют на себя проблемы далекого времени, идеи прошлого лучше воспринимаются. Мы предложили ребятам повернуться к истории Отечества и обратиться к произведению А.П.Сумарокова «Дмитрий Самозванец». Маленький отрывок, который прожили и поняли дети, помог почувствовать, какие исторические события волновали людей в старину, как беспокоила их судьба Отечества».
10-й и 11-й класс. Русский авангард
Характерная черта этого периода – отрицание прошлого, поиск абсолютно новых форм в обществе, в искусстве. Старшеклассники, вступая в новую взрослую жизнь, тоже порой «бунтуют», мечтают о своей собственной новой жизни, о новом внешнем облике, об открытиях. «Новое» и «старое» – как им сосуществовать вместе?
Знакомство старшеклассников с абстрактным искусством всегда сложно. Свои личные исследования и открытия этого периода удивляли и заинтересовывали ребят, любопытство сменялось желанием понять это удивительное искусство.
Самое яркое впечатление у наших молодых исследователей вызвало творчество В.Кандинского, К.Малевича, А.Родченко и В.Маяковского. Музей Маяковского, его интерьер, передающий атмосферу того времени, подтолкнул ребят к созданию сценической постановки и ее оформлению.
«…В Музее Маяковского мы прочувствовали вместе с детьми атмосферу, в которой творили авангардисты. Цвет, звук, объем… В.Маяковский – яркая фигура, которая на уроке воспринимается несколько иначе. Мы прикоснулись к этой эпохе и по впечатлениям создали на сцене набросок, штрих того времени, используя стихи В.Маяковского…»
Три эпохи, изученные детьми разного возраста, легли в основу общего действа «Мотивы прошлого».
Оформление проекта
Единства стиля оформления мы добились с помощью мобильных конструкций, которые могут перемещаться на сцене, группироваться, разъединяться. Это рамы, на которые помещаются объемные элементы, соответствующие каждой эпохе, выполненные в технике бумажной пластики. Для ХХ века – объемные коллажи. Исполнители и авторы оформительских работ – ученики 10, 11-х классов.
Исследование, сопутствующее проекту, сопровождалось самостоятельным поиском информации: книги, видео- и аудиозаписи, музеи и интернет.
Дети защищали свой проект на городском конкурсе проектов по мировой художественной культуре «Культура ХХI века: между прошлым и будущим» в номинации «Творческий образовательный проект». За «глубину освоения темы и создание художественно-эстетической образовательной среды» получили диплом I степени.
Мы кратко разобрали только один пример коллективного проекта. Какой бы ни была тема, схематично смысл нашей работы можно представить так (см. схему):
В коллективном проекте к теме сразу подключаются ученики разных классов, решая блок проблем, соответствующих своему возрасту.
Учителя, родители и консультанты включаются в процесс, помогая ребятам найти нужную литературу, информацию из различных источников, вместе постигают истину, привлекая музеи, театры, библиотеки, в последнюю очередь интернет (живой, самостоятельный поиск предпочтительнее). Консультантами для младших могут быть и старшеклассники. Взрослые направляют работу учеников, предлагая такие ситуации для решения проблемы, которые помогают размышлять, анализировать, самостоятельно находить истину.
В работе над проектом подключается весь арсенал учебных предметов, которыми располагает школа (изо, МХК, литература, музыка, театр, танец, аудио-, видеотехника, фото, информационные технологии, дизайн).
Результаты. Происходит творческий процесс, в который включены все – и взрослые, и дети – на равных. Каждый ребенок имеет право предложить свои варианты решений. Результатом является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в их взрослой жизни.
Воспитательное значение. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях.
Ребята учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения (толерантность).
Школьники учатся искать в своем проекте пользу для других (социальная значимость).
Ученики вместе познают мир, в котором они живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, в своей будущей профессии.
Человеческие качества, которые развиваются у ребят в ходе совместных дел, проявляются не только в работе. Терпимость, доброта, уважение к младшему обязательно отразятся и в личной жизни. Мы это видим у наших многочисленных выпускников, с которыми поддерживаем постоянную связь.
Схема не случайно напоминает цветок. Если убрать какой-либо элемент структуры, она обеднеет. Учитель, как садовник, тщательно взращивает весь процесс творческого роста учеников. При этом и сам он должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться, чтобы вырастить действительно современного, творчески развитого человека.
Наталия БОГДАНОВА, учитель изо, МХК средней школы №875 г. Москвы, заслуженный учитель РФ
Продолжение следует
Комментарии