search
main
0

Леонид ДЕСЯТНИКОВ: История искусства развивается хаотически

Леонид Десятников – один из самых исполняемых современных российских композиторов, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств России. Недавно он посетил Воронеж, где проходил Международный Платоновский фестиваль. На творческом вечере композитора были представлены новое сочинение Леонида Десятникова «Буковинские песни», а также музыка к фильмам «Закат» и «Москва» Александра Зельдовича. Произведения Леонида Аркадьевича исполнили пианист Алексей Гориболь, скрипач Александр Тростянский и солисты оркестра Большого театра и Воронежского театра оперы и балета. Корреспондент «Учительской газеты» встретился с композитором, чтобы задать ему несколько вопросов.

– Леонид Аркадьевич, расскажите о ваших первых учителях музыки.

– Есть выражение «композитор – это флейта, на которой играет Вселенная». Ощущаете ли вы себя таким инструментом?

– Расскажите, пожалуйста, про ваше сотрудничество с Астором Пьяццоллой.

– Кстати, о кино. Вы написали музыку к трем фильмам Алексея Учителя («Мания Жизели», «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие»). Расскажите, пожалуйста, поподробнее про ваш творческий тандем.

– Сейчас в кино приглашают?

– А сейчас вы над чем работаете?

– Если судить по провинциальной сцене, произведения современных композиторов только сейчас начинают пользоваться популярностью, процесс стал сдвигаться с мертвой точки. Тому пример «Родина электричества» Глеба Сидельникова, ваши «Буковинские песни». До этого в том же Воронеже современные композиторы не были представлены в местной опере порядка 30лет.

– Расскажите, пожалуйста, что вас вдохновило на создание «Буковинских песен»?

– Наверняка это как-то связано с тем, что вы родились в Харькове…

– Но все-таки впервые в России они прозвучали именно в Воронеже, в рамках Платоновского фестиваля, пусть и не полностью. Вы могли бы написать музыку, вдохновившись произведениями Андрея Платонова?

– Леонид Аркадьевич, а если немного отойти от подобных масштабов… В одном из своих интервью вы говорили, что вам нравится творчество украинской группы «Океан Ельзи». Кто еще вам интересен из современных популярных исполнителей?

– Сложно сказать, потому что я нерегулярно слушаю такого рода музыку, но бывают какие-то сильные впечатления. Например, последнее – трек Дональда Гловера (выступает под псевдонимом Childish Gambino) This Is America. На эту композицию вышел еще и нашумевший клип. Знаете, это относится не только к популярной музыке, но и к рок-музыке, и к академической музыке – вдруг появляются какие-то вещи, которые концентрируют в себе что-то очень важное. Но связано это с каким-то конкретным человеком. Если кто-то создал что-то, что оказалось шедевром, это не гарантирует, что в дальнейшем также будут шедевры. Что-то появляется, а потом все – творческий ресурс этого человека исчерпан. Кстати, у людей, которые занимаются популярной музыкой, как правило, довольно короткий век. Их возможности быстро иссякают, потому что их слуховой опыт таков, что они не могут выйти за пределы очень тесной клетки, в которой находятся. Поэтому может быть один диск прекрасный, второй… А дальше все. Но это не относится к «Океану Ельзи», конечно. Старая любовь моя не ржавеет.

Досье «УГ»Леонид Аркадьевич Десятников – российский композитор.Родился в Харькове (Украина). После окончания школы при Харьковском институте искусств поступил на композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Учился по классу композиции у профессора Бориса Арапова и по классу инструментовки у профессора Бориса Тищенко. С 1973 года живет в Санкт-Петербурге.Будучи студентом 3‑го курса, Леонид Десятников написал свою первую оперу «Бедная Лиза», которую режиссер Юрий Борисов поставил в Московском камерном музыкальном театре Бориса Покровского.Написал музыку к фильмам «Закат» (1990), «Затерянный в Сибири» (1991), «Подмосковные вечера» (1994), «Серп и молот» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Тот, кто нежнее» (1996), «Москва» (2000), за музыку к этому фильму награжден премией «Золотой Овен», «Дневник его жены» (2000), получивший премию «Ника» как лучший игровой фильм года, «Олигарх» (2002), «Космос как предчувствие» (2005).С 1996 года интенсивно сотрудничает с Гидоном Кремером как композитор (Wieder Alte Leiermann… камерная версия «Эскизов к Закату») и аранжировщик произведений Астора Пьяццоллы, среди которых номинированная на «Грэмми» танго-оперита «Мария де Буэнос-Айрес».Написал оперы «Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов», «Витамин роста», поставленные в Детском музыкальном театре «Зазеркалье», «Дети Розенталя» – в Большом театре; вокальные циклы – «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса, «Пять стихотворений Тютчева»; кантаты «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» и «Дар» на стихи Гавриила Державина; «Свинцовое эхо» на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса. Автор балета «Любовная песня в миноре» и других произведений.Его музыка звучала на крупных музыкальных фестивалях в Локенхаусе (Австрия), Гштааде (Швейцария) и на Декабрьских вечерах Святослава Рихтера. Она исполнялась такими оркестрами, как Немецкий симфонический оркестр Берлина и Симфонический оркестр Гевандхауса (Лейпциг).Долгое время Десятников активно сотрудничал с Александринским театром, для спектаклей которого создавал музыкальное оформление. В 2009‑2010 годах работал музыкальным руководителем Большого театра России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте