search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Лекарство против двойки. Секрет витамина «Хочу учиться»

Помню, как совсем маленькой упрямо повторяла маме, помогающей зашнуровать мне ботинок или нарисовать лошадку: «Я – сама». Потом от друзей, имеющих детей-подростков, слышала жалобы: ребенку не нужны наши советы, раз уж он с вызовом заявляет: «Я буду думать и решать сам». И лишь в школе упрямо не хотят мириться с желанием учеников самостоятельно делать открытия. «До вас уже это сделали давным-давно!» – только и слышат дети от своих наставников.

Игра – дело добровольное

С Людмилой Петерсон, автором новой дидактической системы и комплекта учебников по математике, я познакомилась на VIII Международной конференции Ассоциации «Школа 2000-2010». И слушая ее выступление, листая написанные ею книги, поняла – математика может быть интересной и желанной. Просто не надо постигать ее из-под палки. Все зависит от того, кто будет обучать одному из самых важных и древних предметов и по какому учебнику.

Для Людмилы Георгиевны главное в ребенке – развитие его личности, его неповторимости и творческого взгляда на мир. Вместе со своими соавторами – Еленой Кочемасовой и Надеждой Холиной, педагогами-практиками – Петерсон начинает «введение в математику» с дошкольной подготовки. Вот какими добрыми и умными советами предваряют они свою «Игралочку» – яркую и занимательную книжку в двух частях для малышей 3-4 лет: «Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки. Предлагая эту книгу ребенку, вы приглашаете его поиграть, а игра дело добровольное. Не навязывайте малышу своих верных ответов – у него своя логика.

Повзрослевших малышей ждет «Раз – ступенька, два – ступенька…», где дети начинают играть «в школу»: наблюдают и придумывают, работают с группами предметов и фигур, объединяют их и выделяют части, сравнивают, считают и измеряют… И главное – все сами!

Вместе весело шагать!

Людмила Георгиевна написала также учебник математики для начальной школы и вместе с известным российским математиком Георгием Дорофеевым для 5-6-х классов. Таким образом, по программе «Школа 2000…» реально обеспечивается непрерывность математической подготовки между всеми школьными ступенями.

Уроки математики по Петерсон – это не привычное усвоение и запоминание, а открытие знаний самими детьми. Не монолог учителя и даже не просто приятная беседа, а совместный поиск и труд людей, которым интересно вместе делать общее дело.

– Включение детей в самостоятельную поисковую деятельность, – говорит Людмила Георгиевна, – это мечта педагогов со времен Дистервега, Ушинского и даже Сократа.

Дидактическая система программы «Школа 2000…»

На конференции Ассоциации «Школа 2000…», прошедшей недавно, обсуждалась новая дидактическая система Людмилы Петерсон, которая в течение нескольких последних лет апробировалась на экспериментальных площадках всей России – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, Казани и Ижевске, Калуге и Ярославле. Список можно долго продолжать – это более 100 площадок! Тема конференции: «Дидактическая система деятельностного метода как основа для построения единого образовательного пространства». Присутствует не только Россия, но и Беларусь, Украина на уровне национальных министерств образования.

В воскресный день зал академии, вмещающий около 400 человек, полон до отказа. На красочных стендах представлены результаты работы школ. Выступают директора, учителя, воспитатели-дошкольники, методисты, преподаватели педагогических университетов… Общее мнение: для учителя создан, наконец, удобный и практичный педагогический инструмент – технология, система дидактических принципов, мониторинг, – который конкретно и внятно описывает, как преподавателю обычной школы управлять самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ребенка.

– Мы построили структуру урока, в которую заложен системный тренинг всех видов человеческой деятельности, – поясняет Людмила Георгиевна, – а затем проанализировали связь построенной структуры с традиционной моделью обучения и известными системами развивающего обучения. Просто новая модель обучения построена на более высоком уровне абстракции.

Просматривая структуру урока деятельностного метода Людмилы Петерсон, поймала себя на мысли: а нас-то почему так не учили? Здесь 8 логично связанных между собой этапов – самоопределение к деятельности, актуализация знаний и затруднение в деятельности, выявление места и причины затруднения, «открытие» нового способа действия, его усвоение и самоконтроль, включение в систему знаний и рефлексия деятельности. Такой урок – для ребенка, потому что он действует сам, а значит – ему интересно. Но при этом он приобретает так необходимый ему в жизни опыт активности, самостоятельности, самооценки.

Система дидактических принципов – их всего семь – также вызывает желание еще раз пойти учиться в школу. Принцип целостного представления о мире означает, что у меня будет формироваться система знаний, понимание взаимосвязи явлений; принцип вариативности – у меня будет право выбора; принцип творчества – здесь позаботятся о том, чтобы развивались мои задатки, сохранялась и поддерживалась моя индивидуальность… Приятно осознавать, что слово система в данном случае используется неформально – существует обоснование ее минимальности и полноты, связи с традиционной системой и новыми дидактическими идеями.

Совершенно новым понятием для меня оказался принцип минимакса.

– Школа обязана предложить ученику содержание образования на так называемом максимальном уровне, который определяется «зоной ближайшего развития» детей, и обеспечить усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума, – пояснила мне Людмила Георгиевна. – Позиция учителя – психологическая поддержка ученика, ожидание его успеха. Оценивается только обязательный результат и успех. В таких условиях ребята думают не о том, как избежать двойки, а как достичь успеха. Получается, что каждый ребенок сам будет тянуть себя к своему возможному максимуму, и это даст нам саморегулирующуюся систему разноуровневого обучения – простую и удобную в использовании.

Защитой ребенка от такого рода искажений в дидактической системе «Школа 2000…» является принцип психологической комфортности. Пожалуй, я бы назвала его самым важным на сегодня, ведь именно школа стала в наши дни чуть ли не главной причиной значительного роста заболеваемости детей.

Кого учить деятельностным методом?

Казалось, что окончательный ответ на вопрос о том, кого учить, дал еще Ян Амос Коменский. Учить, считал он, надо всех детей.

Однако сегодня то тут, то там слышишь – образование нужно лишь одному учекнику из десяти, а остальным придется шить, мыть, плясать, копать. Зачем им математика?

А что уж говорить о престижных «тетрадках Петерсон»! Все знают, что в них есть задачи, которые «даже мамы не могут решить». Поэтому самое большее и приятное удивление на конференции вызвало у меня выступление учителя-дефектолога Марины Феоктистовой из СОШ № 1958 Москвы.

– Деятельностный метод не только можно, а просто необходимо использовать в классах коррекционно-развивающего обучения, – утверждает она. – Ведь для этих ребят очень важно пережить на уроке радость открытия. И вообще дети в классах КРО имеют полное право на развитие всех своих высших психических функций, нужно только протянуть им руку помощи, а не ставить на них клеймо, «недоразвитый». И такой реальной помощью является технология деятельностного метода, – уверена Марина Ивановна.

Что же дальше?

Курс математики программы «Школа 2000…» в настоящее время достаточно широко распространился в России, Белоруссии, Украине и продолжает динамично развиваться. Только в Москве по нему занимаются более 30%, а в некоторых городах России – до 95% детей.

Разумеется, при желании можно и здесь найти недостатки. Так, к примеру, некоторые учителя, работающие по комплекту Петерсон, жалуются на отсутствие методических рекомендаций для учебников 3-го и 4-го класса, им хотелось бы видеть в методичках пошаговое исследование изучаемых тем, некоторые говорят о перенасыщенности сложными заданиями… Но главное, что отмечают все, – учебники развивают мышление, память, внимание, речь и, конечно же, познавательные интересы КАЖДОГО ребенка.

Людмила Петерсон вместе с Ассоциацией «Школа 2000…» ведет работу по изменению самого метода педагогической работы – от простого объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. А это – настоящий переворот в сознании учителей, в привычных способах их работы.

P.S.

Пока писалась эта статья, вышли Методические рекомендации к учебникам математики 3-го класса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте