search
main
0

Лекарство от хандры. Главное – принять, понять и полюбить

У каждого из нас в жизни бывают трудные дни, никуда от них не денешься. А вот преодолеваем мы эти трудности по-разному: кто – с улыбкой на лице, кто – в полной апатии. С годами становимся спокойнее, может, даже и мудрее и начинаем придумывать свой собственный безотказный способ борьбы с неприятностями и хандрой. Одни читают книжки, другие слушают музыку, третьи поют, а то и просто занимаются домашними делами, погружаясь с головой в стирку-уборку. У Ольги Лукьянчиковой свое «лекарство»: она умеет мечтать.

Ольга Ивановна преподает русский и литературу в школе поселка Волово Воловского района Липецкой области. Еще она растит дочку-семиклассницу Иришку. А в прошлом году победила на областном конкурсе «Учитель года». Но победы и праздники – это редкость, жизнь в основном состоит из работы и разных препятствий – маленьких, больших, преодолимых и не очень. И вот, когда уже кажется, что сил не осталось и впереди тупик, Ольга начинает мысленно путешествовать:

– Тихонько сажусь в кресло, закрываю глаза и думаю: куда бы мне сегодня отправиться? Например, захотелось мне посмотреть египетские пирамиды, и я начинаю собираться в дорогу. То есть представляю весь процесс: как я встаю, иду и покупаю билет, как сумку складываю и что беру с собой в поездку. Во что одеваюсь, кому говорю до свидания, что при этом чувствую. В общем, переживаю и представляю все бытовые мелочи, сопутствующие отъезду. Потом еду в Москву, оттуда лечу на самолете и, наконец, попадаю в Египет. Смотрю пирамиды, а сама вспоминаю все истории, которые связаны с этими пирамидами, все-все!.. И вот я уже отвлеклась. Я уже там, в путешествии, среди новых людей, мне интересно, хорошо, спокойно! Полчасика помечтала, встаю – вся тяжесть с души спала, мне легко и хорошо!

Это свойство Ольга Лукьянчикова обнаружила случайно: однажды замечталась, а потом вдруг поняла, что тяжелое настроение как-то само собой развеялось.

– Учителю нужно умение фантазировать и мечтать?

– Обязательно. В профессии учителя сочетаются очень многие качества. Актерский дар перевоплощения и вдохновение художника, мудрость философа и осторожность врача с его принципом «не навреди!». Ведь учитель имеет дело с самым хрупким материалом на земле, с самым несовершенным совершенством – с душой маленького человека.

Ольга сама выбрала свою дорогу, ни родители, ни другие родственники учителями не были. Говорит, что, скорее всего, сыграли свою роль Пушкин и Толстой: она очень любила читать и беседовать о прочитанном. Мало того, хотелось, чтобы беседа была интересной и какой-то необычной. Чтобы собеседник, даже если он до этого думал, что не любит Толстого, вдруг захотел перечитать «Анну Каренину», а то и «Войну и мир». После школы Ольга поступила в Елецкий государственный педагогический институт. Училась с большим желанием и тогда же, в институтские годы, испытала большое эмоциональное потрясение, связанное с пониманием назначения и ответственности учителя.

– Однажды по телевизору я увидела передачу, в которой серьезные дяди и тети вели разговор о причинах детского суицида. Разбирался конкретный случай. Ранним утром 31 августа подросток Василий Бричкин добровольно ушел из жизни. И как-то вскользь участники разговора упомянули о том, что этот мальчик был оставлен на второй год.

Знаете, меня как обухом ударила мысль: неужели школа, призванная обучать и воспитывать, сеять разумное, доброе и вечное, может убить?!

После этого случая Ольга написала стихотворение, в котором были такие строчки:

«…Так пусть мальчишки

этого уход

Замедлит жизни нашей ход,

Заставит каждого задуматься

Что в смерти виноват и он.

Да, мы виновны все,

Пока такое происходит на земле,

Когда, живя в холодности

людской, как в пекле,

Мальчишки обжигаются

и лезут в петли.

Так распахнем же наши души,

Коль их огонь кому-то нужен.

И тогда уж наши дети

Будут счастливы, поверьте!»

Бережливое отношение к детям и повышенное чувство ответственности за них и за свою профессию – с такими качествами начинающая учительница Ольга Ивановна Лукьянчикова пришла в школу. После замужества и рождения дочери около трех лет проработала инспектором по охране прав детства в отделе образования Воловской администрации. И снова школа – Воловская, полного общего образования, с тремя одиннадцатыми классами. Нынешний год для Ольги особенный: она выпускает 11-й «Б», и это ее первый полный выпуск. То есть семь лет назад пришла классным руководителем в 5-й «Б», и вот теперь они – выращенные, выученные, может даже где-то и выплаканные ею, – собираются во взрослую жизнь.

– Когда приходишь в школу после института, всегда много планов и задумок, кажется: вот сейчас я это сделаю и вот это. Если уж не все двадцать, то пятнадцать человек из класса точно будут отличниками или по крайней мере с пятерками по моим предметам. На деле сталкиваешься с тем, что умных бесед на уроке не получается, желание читать у ребят отсутствует, и сначала просто теряешься: что же делать?

Потом, со временем, становится ясно, что детей надо принимать такими, какие они были, есть и будут – разными: смышлеными и не очень, упорными и безвольными, покладистыми и ершистыми. Это и есть главное в профессии учителя: принять, понять и полюбить! Дети обязательно откликнутся на любовь, начнут тебя понимать и примут твои требования. Ведь все начинается с любви. Когда осознаешь эту простую истину, начинаешь учиться видеть в каждом ребенке что-то индивидуальное, начинаешь бережно относиться к его внутреннему миру. Если учитель будет воспринимать ученика как личность, он сможет добиться больших успехов.

– Часто говорят что нынешним детям не до литературы и не до Пушкина с Есениным. На ваш взгляд, это так?

– Мы, кстати, в этом году изучали творчество Есенина. И ребята были поражены не только его произведениями, но и фактами из биографии. Мы на уроке смотрели фильм «Тайна смерти Есенина», который я переписала на видеокассету с телевизора. Так они смотрели буквально с замиранием духа! Потом горячо обсуждали. Я вообще не представляю, как может поэзия Есенина не нравиться? Его творчество никогда не утратит современности и своего значения.

– На литературе чаще, чем на других уроках, приходится говорить о понятиях душевных и очень чистых, которым в реальной жизни места часто не остается. Как это воспринимают ребята?

– Это естественно и правильно, когда на литературе мы говорим о лучших качествах человеческого характера и о высоких потребностях души. Дети ждут таких разговоров! У них есть потребность говорить об этом. Они хотят почувствовать себя взрослыми, думающими людьми, к которым прислушиваются и чье мнение интересно. Умная беседа – это тоже одна из форм самовыражения, а ребята очень хотят самовыразиться. Это желание останется всегда, учителю лишь надо уловить, на каком языке разговаривать с учениками. Надо, чтобы они тебя понимали и чувствовали. Мне кажется, что размышлять – это у нашего народа в крови, на генетическом уровне и присуще каждому поколению.

…Урок литературы в десятом классе. Изучают «Преступление и наказание». Ольга Ивановна входит в класс, но вместо привычного «здравствуйте» только кивок головой. (Потом скажет: хотелось, чтобы первым «заговорил» Достоевский). Старшеклассники сразу почувствовали необычность момента, поэтому во взглядах настороженность и ожидание. А учитель читает отрывок из эпилога: «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…»

– Ребята, если бы перед изучением романа я попросила вас дать характеристику героя по этим двум предложениям, то какой бы она была?

Поднимаются сразу несколько рук:

– Раскольников – верующий человек.

– Он часто обращается к Евангелию.

– Он дорожит этой книгой…

– Но следующие строки, – продолжает учитель, – убеждают нас в обратном: он ни разу не открыл Евангелие! Почему же книга оказалась под подушкой Раскольникова?

Мгновенно рождается потрясающее открытие:

– Это Достоевский ему «подложил»!

Да. Да! И вот уже учитель постепенно подводит ребят к выводу, что и сон главного героя тщательно готовился Достоевским, что для писателя воздействие на подсознание Раскольникова с помощью Евангелия – единственный способ показать своему герою всю преступность его теории…

Почти уже взрослые, но пока еще дети – они думают, сопереживают, протестуют, жалеют. И все это за короткие сорок пять минут урока! И им совсем не страшно в этом океане эмоций, чувств и мыслей. Не страшно потому, что рядом с ними и на шаг впереди учитель: он подскажет, он поможет. Пока души их не окрепли, им так нужна эта помощь.

пос. Волово, Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте