Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Равные возможности

Лекарь под прикрытием,

или Как театр лечит трудных детей
УГ - Москва, №06 от 9 февраля 2021. Читать номер
Автор:

В школе №2120 ребятам из потенциальной группы риска выписывают «театральный рецепт»: заниматься в школьной студии MADAmeANNA, где каждому дают свои «точечные» роли, а сцена становится своего рода лекарем, который помогает подросткам избавиться от «недугов».

Театральные занятия открывают новые горизонты, раскрывают таланты и личностные качества. Да и вообще театр работает как психотерапевт – лечит неврозы, помогает разобраться в себе, утверждает педагог школы №2120 Анна Щукина, которая решила терапевтическую особенность театра использовать для помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, потерявшим всякую мотивацию к учебе. В основу проекта, по задумке Анны, легла театральная студия – дипломант и победитель престижных театральных фестивалей и столичных конкурсов – MADAmeANNA, которую она возглавляет уже 5 лет. Так появился проект «Лекарь под прикрытием – театр». К основному творческому коллективу руководитель студии привлекает учеников из потенциальных групп риска и выпускников, переживающих стресс перед экзаменами и переходом на следующий жизненный этап.

– От меня, руководителя студии, школьник получает предложение поучаствовать в масштабном спектакле. Я придумала легенду, что надо срочно выручить творческий коллектив, который оказался без актера. Об истинных мотивах – изменить траекторию поведения, уберечь от повторных правонарушений или в случае с выпускниками снять эмоциональное напряжение, разгрузить мозг и переключить на позитивную волну – ученик даже не догадывается, – рассказывает Анна Щукина.

Один из постулатов студии – «Если к нам пришел кто-то новый, значит, ему это жизненно необходимо!» – дети знают, и ни у кого не возникает вопросов, когда появляются новенькие, которых берут даже без прослушивания. Ведь у каждого юного актера своя причина, почему он стал заниматься в театре, но однажды приходит время, когда сцена для ребят нужна как воздух.

В студию ходят школьники, которые никогда не занимались в театральных кружках, впервые их талант раскрылся на школьной сцене. Через несколько репетиций даже самые зажатые и стеснительные начинают вживаться в роль. Коллектив студии – символический очаг добра. Здесь все по-домашнему. Постоянной театральной труппы нет, разновозрастный коллектив обновляется каждый год, но атмосфера остается. А каждое занятие, не говоря уже о самом спектакле, – это запоминающееся событие в череде школьных будней.

– Работать над новой постановкой мы начинаем в сентябре, – говорит руководитель студии. – Придумываем название, афишу и дизайнерские приглашения. Ребята создают декорации и костюмы. В спектаклях играют и педагоги, это уже стало традицией. Репетиции и неформальное общение сближают школьников и учителей.

Театральный рецепт, так сказать, выписывают на совете профилактики, где определяют, кому нужна помощь. Многие ребята сразу зажигаются от одной мысли об участии в грандиозном представлении. Но не все.

– Одному девятикласснику, который плохо учился и ходил в школу без энтузиазма, я предложила поучаствовать в спектакле «Прощальный июнь 41‑го» по мотивам повести Бориса Васильева «Завтра была война», – поделилась Анна. – Он наотрез отказался и всем своим видом показал, что ему неинтересно. Тогда я попросила помочь с реквизитом за кулисами. Он неохотно согласился.

После первой репетиции старшеклассник, к моему большому удивлению, вернулся и стал активно во всем участвовать. Знакомился с ребятами, вникал в детали сюжета, предлагал идеи и даже захотел спеть финальную песню. Когда я повторно предложила ему роль в драматическом спектакле, помню, как его глаза наполнились слезами и он сказал: «Я не ожидал, что мне могут доверить слово со сцены сказать, а тут целая роль. Я не могу поверить». И он сыграл, да еще как! Был задействован потом еще в трех спектаклях, выступал даже в 11‑м классе и окончил школу всего с двумя тройками.

Попасть в коллектив можно в любое время учебного года, в любой стадии работы над спектаклем. К каждому подходят индивидуально. Ребятам с разными проблемами дают такие роли, которые смогут помочь избавиться от конкретных «недугов» и вылечить «больные раны».

В театральной студии, а это немаловажно, у ребят меняется привычный круг общения, появляются творческие единомышленники, а вместе с этим уверенность в себе. Одни со временем избавляются от вредных привычек, другие перестают употреблять нецензурную лексику. Приобщение к театру в том числе улучшает отношения с родителями. Когда школьник занимается в студии, родители не ждут ничего особенного. Но все меняется в день спектакля. Надо отметить, что MADAmeANNA – успешная театральная студия, если ставит спектакль в школе, это становится грандиозным праздником.

– Родители приходят в школу с цветами, – улыбается Анна Щукина. – Садятся в зале в мягкие кресла и до начала спектакля пребывают в восторженном состоянии. Два часа пролетают как мгновение, ведь на сцене яркой звездой сияет их любимый сын или дочь. Объятия, слезы радости и восхищения! Я не придумываю, это все запечатлено на фотографиях!

MADAmeANNA учит ребят быть причастным к радости пребывания на сцене. А дальше в игру вступает театр, и терапевтический эффект не заставляет себя долго ждать.

Маргарита ТИМОФЕЕВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt