search
main
0

LEGO-мотивация. Робототехника с LEGO Education помогает сделать учебу увлекательной и интересной

Мы живем в век информационных технологий, и умение программировать для современных школьников столь же необходимо, как умение читать. Нужно мотивировать ребят, предложить им не просто некий блок информации и набор заданий, а увлекательное занятие, где каждый сможет проявить себя в роли исследователя, изобретателя, творца. Важно научить самих учителей, чтобы они смогли помочь своим ученикам освоить это направление. С этой целью компания LЕGO Education провела в московской школе №1240 «День программирования с WeDo 2.0» – бесплатный мастер-класс и презентацию новой образовательной робототехнической платформы для начальной школы.

– Это мероприятие – четвертое в подобном формате, – рассказывает директор LЕGO Education в России и СНГ Ольга ЛОМБАС. – До него прошли аналогичные мастер-классы в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге. В дальнейшем мы планируем охватить и другие регионы, тем более что количество желающих посетить подобные уроки программирования огромно. Учителя – люди творческие, но иногда они боятся новых технологий. И наша задача – дать учителям в руки инструмент, с которым бы им было комфортно работать, чтобы они сами его запрограммировали, поняли, что это очень легко и интересно, а потом научили бы детей тому, что умеют сами, создали команду единомышленников. Время гениев-одиночек прошло, нужно учить детей работать вместе, распределять обязанности, взаимодействовать, помогать друг другу решать общие задачи. Нужно учить детей отстаивать идеи, презентовать их, заодно узнавая о тех или иных профессиях и специальностях, в которых востребованы данные навыки. В конечном счете это оптимальный вариант профориентации, о которой сегодня так много говорят.Новый набор, который позволяет достичь всех этих целей, называется LEGO Education WeDo 2.0 – робототехническое решение для начальной школы. Уже с первого класса ребята с его помощью учатся конструировать, моделировать, программировать. Причем программируют они конкретный физический объект, создают своего собственного робота. Дети узнают, как работает та или иная команда, видят, как себя ведет запрограммированная модель. А если нет, то анализируют, ищут причину, исправляют ошибку в программе и наблюдают конечный результат. По мнению педагогов, в этой деятельности заложен огромный образовательный потенциал. При правильно организованном обучении дети сами будут стремиться узнать глубже предметы школьного курса, а заодно самостоятельно искать информацию, необходимую им для решения конкретных задач в рамках выполнения коллективного проекта. Замечено, что дети, которые активно работают с комплектами робототехники, лучше усваивают сложные темы, быстрее запоминают материал, у них меняется отношение к учебе.- С образовательными решениями LEGO я работаю больше 10 лет и могу с уверенностью заявить, что комплекты LEGO Education WeDo и LEGO Education WeDo 2.0 помогают заинтересовать абсолютно каждого ребенка, создать у него устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности, – говорит учитель информатики школы №4  города Миасса Челябинской области Лариса СОЛОВЬЕВА. – Вот вам вполне конкретные результаты: в нашей школе есть победители Всемирной олимпиады роботов (World Robot Olympiad), ребята из разных классов уже несколько лет подряд входят в сборную РФ по робототехнике. Причем интерес, который возник у детей в школьном возрасте, не пропадает с годами, наоборот, помогает им выбрать жизненный путь. Многие из моих выпускников стали студентами вузов по специальностям электротехника, машиностроение, робототехника. Они и там продолжают активно заниматься научно-исследовательской проектной деятельностью, занимают призовые места. Правда, для взрослых более подходит не LEGO Education WeDo 2.0, а другой, более сложный образовательный набор – LEGO MINDSTORMS Education EV3, который используют не только учащиеся колледжей, но и студенты знаменитых университетов мира, в том числе Кембриджа. Впрочем, было бы ошибочно предполагать, будто робототехнические конструкторы LEGO Education интересны и полезны лишь тем, кто интересуется техникой и решил поступать в технический вуз. На самом деле возможности этих продуктов несоизмеримо шире, чем кажется на первый взгляд. К примеру, подтверждено, что у детей, которые работают с такими конструкторами, лучше развита речь, поскольку, работая в парах или группах, ребята учатся общаться, формулировать свои мысли, излагать их на словах и в письме. Все свои действия ребята документируют, а затем могут выложить результат в Интернет. Кроме того, здесь не обойтись без умения наблюдать, понимать логику своих действий, видеть ошибки и исправлять их, чтобы довести идею до совершенства. Несмотря на то что все комплекты в классе одинаковые, каждый ученик имеет возможность сделать что-то свое, оригинальное, не похожее на другие проекты. Система обучения LEGO Education основана на принципе совместной, а не индивидуальной деятельности. Когда работа организована в парах, сразу же возникает потребность обменяться мыслями, подсказать товарищу решение проблемы, выслушать и оценить его совет. –  На самом деле чистых технарей в среднестатистической школе не так уж и много, – делится Лариса Соловьева. – Куда больше детей с эмоционально-образным мышлением. А им гораздо легче представить любое действие в виде плоскостных или объемных картинок. Поэтому, услышав рассказ учителя литературы или истории о том или ином сюжете, событии, им не составляет труда воссоздать все это в виде 3D-модели с помощью того же LEGO. Создать, например, макет действия, в котором присутствуют герои, построить модель корабля, составить схему укрепления, найти литературное произведение, где оно описано. И при желании рассказать об этом на иностранном языке. На занятиях по программированию мы используем пиктограммы, что способствует развитию понятийного аппарата. Конечно же, робототехника немыслима без логики, а логика никому не повредит – ни технарю, ни гуманитарию. Каждому ученику полезно уметь строить план, определять последовательность своих действий. То есть у него один и тот же проект может быть реализован с привлечением знаний из разных предметов. Например, рассказал историк про катапульту – с помощью LEGO-конструктора можно эту катапульту спроектировать и смастерить, причем математик поможет рассчитать, какой угол наклона наиболее оптимален, чтобы послать снаряд как можно дальше. А физик в свою очередь поможет выяснить, что лучше в этой модели использовать – резину или пружину. Опять же важна логистика раскладки деталей конструктора. Для ученика важно быстро найти деталь, поэтому все должно быть разложено по ячейкам. В дальнейшем, в старших классах, мы пишем математические уравнения, используем формулы, составляем программы, заполняем таблицы, строим графики. Это помогает реализовать принцип метапредметности без особых затруднений. А начинается все еще в детском саду, где, используя разработки компании LEGO Education для этого возраста, можно ознакомить ребят с инженерными решениями на примере комплектов, с помощью которых они могут строить разные узлы, наблюдать, как крутятся шестерни, увидеть, что такое балка, рычаг, создать простейшие конструкции. Все это азы инженерии, преподаваемые на эмоциональной основе, что помогает развивать креативное мышление. Как отмечает директор по маркетингу LEGO Education Джеймс ШИН, Россия – страна с солидными традициями в образовании, инженерном деле. Поэтому иностранные компании весьма заинтересованы сотрудничать с нами в этом направлении, особенно сейчас, когда власти РФ взяли курс на развитие инженерного образования. – В каждой стране есть свои особенности обучения, своя глубина изучения предметов, – говорит Джеймс Шин. – В России очень хорошие условия для получения образования, прежде всего  психологический климат. Во многих странах Востока считают, что если ты не поступил в вуз, ты неудачник, и это ставит крест на всей твоей карьере. В результате дети испытывают колоссальный стресс и прессинг со стороны родителей. А у вас ученики гораздо более свободны от подобного давления. Поэтому наша задача – усилить то лучшее, что есть в вашей системе образования, совместить его с нашими передовыми разработками. Стоит отметить, что в компании LEGO Education, как и в LEGO в целом, существуют давние и очень строгие традиции, связанные с качеством продукции и здоровьем детей. Все материалы, из которых изготавливаются изделия, полностью сертифицированы, прошли стандарты пищевой промышленности, 99% всех применяемых в производстве материалов могут быть использованы повторно. Очень грамотно выстроены и сами занятия с использованием конструкторов LEGO Education, там есть хорошо проработанные теоретическая и практическая части, дети в равной мере работают и головой, и руками. Причем каждый ученик занят в меру своих сил, поскольку все обучение выстроено с учетом возможностей каждого в отдельности. Это избавляет от стресса и создает устойчивую мотивацию. Особенно интересен, по словам Джеймса Шина, опыт использования  образовательных наборов LEGO Education в инклюзивных классах, где вместе с обычными обучаются и особые дети. Исследования показали, что это позволяет очень успешно проводить социализацию «проблемных» ребят, помогать раскрывать свои способности аутистам, создавать творческие работы детям с ДЦП и многим другим. Правда, все это требует специальных методик и дополнительной подготовки педагогов, но компания LEGO Education активно работает в этом направлении.- Мы не первый год успешно сотрудничаем с LEGO Education, – говорит менеджер по развитию решений для инженерного образования компании Polymedia Ольга ПЛОССКАЯ. – Совместно с компаниями Intel Education, LEGO Education и EMC мы в сентябре прошлого года открыли на базе Петрозаводского государственного университета в Республике Карелия научно-проектную лабораторию для школьников и студентов «Илмаринен», созданную по примеру международных STEM-центров. И сейчас ведем переговоры по созданию еще одного такого же цента. Решения LEGO Education очень хорошо взаимодействуют и с нашими цифровыми лабораториями, проекционным оборудованием, с интерактивными дисплеями. Все это помогает формировать базовые компетенции, заложенные в ФГОС. Словом, с какой стороны ни посмотри – сплошные выгоды. Набор WeDo 2.0 можно использовать на каждом уроке в течение целого дня, а затем работать с ним и после занятий, на кружках по робототехнике. Главное – не бояться!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте