– Наш университет на протяжении всех лет своего существования в качестве одного из главных приоритетов полагал образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, количество студентов-инвалидов в нем традиционно исчисляется сотнями.
Но для того чтобы идея инклюзивного образования воплотилась, мы должны вплотную подойти к решению вопроса, имеющего, наверное, фундаментальное значение, – кадрового обеспечения инклюзивного образования. Причем речь, если еще точнее формулировать, должна идти о специальной целенаправленной подготовке педагогических кадров инклюзивного образования, подготовке не попутной, не между делом, а специальной и целенаправленной, то есть такой, которая бы прежде всего учитывала, что инклюзия отнюдь не равна формальному совместному пребыванию детей с сохранными психофизическими функциями и детей, имеющих их нарушение, на одном образовательном пространстве, то есть на площадке одного образовательного учреждения. Это означало бы игнорирование специфических образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и объективных социально-психологических проблем, которые возникнут при взаимодействии этих детей с педагогами.
Во-вторых, мы должны вести речь о той подготовке педагога для инклюзивного образования, которая была бы свободна от иллюзии того, что инклюзия дешевле специального образования. Ведь расчеты-то показывают, что для каждого инклюзированного ребенка требуются 5-7 человек, сопровождающих его, я имею в виду прежде всего сопровождающего психолога и педагогический персонал. Между тем на региональном уровне уже видны легковесные концепции и не менее легковесные управленческие решения, которые ввергают нас в пучину инклюзивного образования, лишь исходя из соображений якобы экономии бюджетных средств. В действительности это крайне опасная и заводящая в тупик иллюзия.
В-третьих, когда говорим о целенаправленной подготовке педагогов для инклюзивного образования, мы должны иметь в виду ту подготовку, которая бы не профанировала и не дискредитировала идею образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Не говорил бы с таким пафосом об этом, не столкнись мы уже несколько лет назад с поползновениями к подготовке на уровне прикладно-
го бакалавриата в педагогических колледжах педагогов для инклюзивного образования.
Наконец, мы должны говорить о той подготовке педагогических кадров, которая бы шла под конкретный социальный заказ, я имею в виду четко оформленный заказ системы образования. Между тем ставки специалистов, которые жизненно необходимы для реализации этой модели, сегодня в штатном расписании в большинстве случаев не прописаны. Соответственно четкого заказа, который позволял бы педагогическому вузу формировать образовательную программу не по наитию, не по собственному прогнозу, а по четком заказу, сегодня пока еще нет.
Мы должны говорить о той подготовке педагогов для инклюзивного образования, которая исходила бы из того, что подлинный педагог инклюзивного образования – это отнюдь не формальная сумма сегодняшнего педагога массовой школы и педагога-де-фектолога. Это качественно иная профессия, это качественно иной род деятельности, а следовательно, мы должны говорить о том, в рамках какого из ныне существующих образовательных стандартов такого педагога могут готовить педагогические вузы.
Очевидно, что ни один из стандартов высшего педагогического образования, взятый изолированно от других, обеспечить подготовку педагога инклюзивного образования не может. Следовательно, мы должны ставить вопрос о том, чтобы обеспечить механизмы взаимопроникновения и интеграции этих образовательных стандартов. В противном случае полноценного педагога для образовательного инклюзивного процесса мы не подготовим. Базовым, на мой взгляд, здесь должен стать именно стандарт по специальному дефектологическому образованию, который, будучи стандартом уровневой подготовки, позволит мобилизовать ресурсы магистратуры для подготовки таких специалистов. То есть речь идет о том, что выпускники бакалавриата могут в магистратуре получать образование, необходимое для реализации профессиональной деятельности в области инклюзивного образования. Прописать где-то эти механизмы жизненно необходимо. Более того, одним из механизмов мобилизации потенциала образовательных стандартов могла бы служить и сфера дополнительного образования. Понятно, что это должны быть не краткосрочные курсы повышения квалификации, но все форматы профессиональной переподготовки здесь должны быть задействованы, для того чтобы мы насытили реально существующую практическую потребность теми специалистами, которые были бы адекватны этим потребностям.
Комментарии