Изменение ФГОС определило новый порядок аттестации педагогических работников и аккредитации образовательных учреждений, который стал предметом обсуждения в учительской среде. Наибольшие опасения и возмущение на профессиональных интернет-форумах высказали те, кому в ближайшее время предстоит прохождение аттестации или аккредитации.
Приведу некоторые (самые корректные) высказывания с учительского форума (eduhelp.info):«…завалили бумагами, проверками, всеобучами, самоанализами, рефлексиями, аттестациями, портфолио…»«У нас начинается подготовка к аккредитации школы. Мы забыли, что такое учебный процесс. Только пишем и печатаем, пишем и печатаем. Это конкурс, у кого папка толще. А липы сколько!»«В этом году коллеги собирали портфолио – умаялись. Нужно было вложить и по каким технологиям педагог работает, и темы проведенных консультаций по предмету для родителей, и выступления на родительских собраниях в разных классах по предмету, и публикации, и средний балл учащихся по ЕГЭ, и конспекты открытых уроков, и многое чего еще. Папки получились от 40 до 160 страниц (причем никакой отсебятины, только то вкладывали, что по списку требовалось). У нас очень с этим строго».«При таком подходе нужно тупо «забить» на уроки и детей – и клепать, клепать статьи, сайты, конспекты, заверять копии и копии копий!»Как видим, педагогические работники одного из субъектов Российской Федерации не случайно обратились с открытым письмом к Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором высказали свое несогласие с квалификационным экзаменом на соответствие занимаемой должности, так как это «ставит под сомнение полученные нами в государственных учреждениях дипломы о высшем педагогическом образовании». Педагоги отмечают трудоемкость процедуры аттестации, включающей подготовку портфолио объемом до 150 страниц, письменный экзамен, проведение открытых уроков.Администрация образовательных учреждений тоже говорит о трудности подготовки пакета документов и составления самообследования всех направлений деятельности для прохождения аккредитации, что напрямую зависит от качества ведения портфолио образовательного учреждения, от того, насколько системно и непрерывно это осуществляется.Действительно, сам процесс составления аттестационного портфолио даже с учетом его актуальности, проведение открытых мероприятий и встреч с экспертами, несмотря на то что проходит в рамках закона, требуют от учителя усиленной подготовки в ущерб его основной педагогической деятельности, а успешность прохождения образовательным учреждением процедуры аккредитации зависит от полноты самообследования и достоверности данных, представленных в нем. Таким образом, и педагог, и само учреждение вынуждены переключать внимание с главного объекта своей деятельности – ученика на подготовку материалов, свидетельствующих, что они законно и квалифицированно занимаются обучением детей.Находясь в обществе, которое уже давно принято называть информационным, мы снова и снова предпринимаем попытки получить информацию о педагоге, об учреждении, что называется, из первоисточника, игнорируя сам факт существования официальной информации об успешности или неуспешности результатов их деятельности.Сегодня руководитель Департамента образования, министр образования Москвы Исаак Калина занимает жесткую позицию, считая, что необходимо в рамках существующего законодательства предельно уменьшить влияние процедуры аккредитации и аттестации на основную деятельность образовательных учреждений и педагогических работников. Подведомственным организациям сегодня поручено разработать конкретные предложения оптимизации процедур аттестации педагогических работников и аккредитации образовательных учреждений для превращения их в обычные мероприятия, которые проходят в положенный им по закону срок, без какого-либо стресса как для педагогов, так и для администрации образовательного учреждения, используя при этом уже имеющуюся информацию о деятельности учреждения или педагога.Такой подход требует в реальном масштабе времени сбора необходимой и достаточной информации для подготовки необходимых документов, а также создания условий, обеспечивающих прозрачность процедур, дающих возможность проведения экспертизы деятельности педагогов и образовательных учреждений без отрыва от рабочего процесса и ущерба для педагогических и ученических коллективов. Уже всем очевидно, что применение процедур аттестации и аккредитации, установленных законодательством в условиях инновационного развития системы образования Москвы, требует нестандартных решений.На мой взгляд, большинство этих задач будут решены при наличии в городе единой накопительной информационной системы, которая интегрирует существующие, но на сегодняшний день, к сожалению, раздробленные и, главное, разноформатные информационные потоки, формируемые так или иначе в формате оценки качества образования (данные мониторингов, плановых и внеплановых проверок, аккредитации, контроля в сфере образования, ВШК, ГИА и ЕГЭ, результаты профессиональных конкурсов, научной и методической работы, повышения квалификации) системы столичного образования. При этом необходима деятельность единой системы мониторинга и диагностики качества образования на всех иерархических уровнях системы московского образования – образовательного учреждения, округа, города – с применением унифицированных стандартизированных проверочных материалов и устранение избыточных и, как правило, неэффективных контрольных мероприятий.Работа единой электронной информационной системы позволит повысить производительность управленческого труда системы образования Москвы, сделать его более продуктивным и эффективным. Создание сети дает несколько преимуществ. Во-первых, есть возможность уменьшить дополнительную нагрузку педагогов и повысить эффективность использования рабочего времени, так как практически все информационные данные в автоматизированном режиме вводятся в электронное портфолио обучающегося, учителя, учреждения, округа и города организациями или организацией, уполномоченными Департаментом образования города Москвы. Во-вторых, сеть обеспечивает достоверность, объективность и прозрачность процедур аттестации учителей и аккредитации образовательных учреждений. В-третьих, до нескольких минут сокращается время получения педагогическими работниками, учредителем, методическими службами, социальными партнерами данных, необходимых для анализа и самоанализа результатов педагогической деятельности, так как информационная система по сформированному ей запросу предоставляет различные аналитические обобщения и целевую информацию.Данные из системы должны быть использованы как при проведении процедур аттестации педагогических работников, так и при аккредитации образовательных учреждений, устраняя тем самым необходимость готовить отдельные комплекты документов, дублирующие данные, уже имеющиеся в информационной системе.С использованием единой информационной системы профессиональные и общественные эксперты, обучающиеся и их родители могут в реальном времени иметь представление о качестве, содержании и результатах деятельности педагога или учреждения в ходе процедур аттестации или аккредитации.Поскольку система накопительная, она также позволяет сравнить достижения каждого педагога или образовательного учреждения с общими нормами, проследить индивидуальную динамику развития профессионализма учителя, успешность ученика, динамику развития образовательного учреждения за определенный временной период.При этом система обеспечит грамотное соединение результатов внешней и внутренней оценки деятельности педагога или образовательного учреждения, что станет основой проведения максимально объективной и простой экспертизы и даст возможность педагогическим коллективам школ почувствовать свою независимость от трудозатратных бюрократических процедур, избежать лишнего стресса и сосредоточить больше усилий на своей основной миссии – обучении детей.
Комментарии